Конокрадство


Конокра́дство — преступление, состоящее в краже лошадей. Для более широкого обозначения кражи домашнего скота (овцы, козы, верблюды и т. д.) применяется термин скотокрадство.

Конокрадство («коневая татьба») — по отношению к сельскому населению является весьма тяжким преступлением, так как нередко лишает земледельца последнего рабочего скота, а вместе с тем и возможности обрабатывать своё поле. Поэтому уже древние законодательства рассматривали конокрадство как кражу квалифицированную. В древнегерманском праве конокрадство влекло за собой побитие камнями или пробитие колом. «Русская Правда» (синодальный список) грозит конокрадам высшим из известных ей наказаний — потоком и разграблением; псковская судная грамота ставит «коневого татя» наряду с «переветником» (государственным изменником) и устанавливает для него смертную казнь; виселицей грозит конокраду, пойманному с поличным, и судебник короля Казимира 1468 г. (см.также Судебник 1497 года). Законодательные памятники московской эпохи не выделяют конокрадство в особый вид квалифицированной кражи; Соборное уложение 1649 года говорит только о краже лошади на службе, определяя за неё отсечение руки. Объясняется это отчасти тем, что конокрады рассматривались как «ведомые лихие люди», для которых всякая кража влекла за собой смертную казнь.

Для предупреждения конокрадства и сбыта краденых лошадей в Московской Руси при продаже лошадей совершались особые записи, по форме тогдашних купчих крепостей, с обозначением примет проданного коня. Аналогичные записи были в ходу в крестьянском быту даже в конце XIX века и обычно снабжались печатью сельского старосты, но законом значение их не было определено, хотя вопрос о введении «конских паспортов» (Ветеринарный паспорт) неоднократно возбуждался. Многие современники усматривали в этом лучшее средство борьбы с конокрадством, пустившим глубокие корни в российской сельской жизни и достигшим особого развития в степных областях.

В некоторых местностях конокрадство получило характер промысла: конокрады имели особых начальников, свои притоны, разменные пункты, пристани, перевозы и тракты; организация конокрадства выходила далеко за пределы не только уезда, но и губернии. При такой обстановке борьба с конокрадством для полиции становилась делом весьма трудным. Крестьяне часто прибегали к жестокому самосуду над конокрадами, пойманными с поличным, а иногда и над лицами, только подозреваемыми в систематическом конокрадстве.