Тракт


Тракт (нем. Trakt «большая дорога» от лат. tractus «волочение» от traho — «тащу») — устаревший термин для обозначения транспортной дороги, улучшенной грунтовой дороги, а также вообще большой наезженной дороги (большака), соединяющей важные населённые пункты (в отличие от просёлочной, соединяющей сёла и деревни).

В Российской империи почтовые дороги[1], получившие с XVIII века название почтовых трактов, подлежали измерению в верстах, для чего на них ставились верстовые столбы[2].

По трактам шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты. В последнем случае тракт назывался почтовым трактом, и для перевозки почты на нем были организованы почтовые станции.

Элементами инфраструктуры тракта помимо почтовых станций были постоялые дворы (трактиры, корчмы и шинки) — придорожные гостиницы с харчевнями. Интенсивное движение способствовало тому, что вдоль тракта появлялись жилища и населённые пункты, что давало толчок развитию городов.

В Полтавской губернии России тракты (транспортные дороги), постоялые дворы и корчмы на них, по которым двигались чумаки на юг за рыбой и солью, назывались ромоданами[3].

В начале XIX века дороги с искусственным твёрдым покрытием стали называться шоссе. В Сибири и на Урале продолжают называть дороги трактами: главным образом это связано с памятью об историческом маршруте Сибирский тракт, проходившем через всю Россию и соединявшим её с Китаем. Названия Сибирский тракт и Московский тракт («обратный Сибирскому») носят улицы нескольких городов.