Село


Село́ — один из видов населённых пунктов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Болгарии, Румынии, Боснии и Герцеговины и Израиля, относящийся к так называемым сельским населённым пунктам. Ранее тип крестьянского поселения (наряду с деревней)[1].

Древнейший славянский термин со значением «поселение»[1]. Древнерусское слово село «жилище; селение; поле» происходит от праславянского *selo «пашня», которое на восточнославянской почве фонетически совпало с *sedlo «поселение»[2]. Далее от праиндоевропейского корня *sel- «жилое помещение»[3]. Родственно литовскому salà «деревня».

Названия многих сёл традиционно оканчиваются на , например: Котово, Петрово, Тёмкино, Балобаново; или -ое, например: Екатерининское, Солонешное. В соответствии со строгой литературной нормой, такие названия в русском языке склоняются по падежам: из Петрова, в Тёмкине, в Балобанове.

Слово «село» входит в название ряда населённых пунктов: Красное Село, Большое Село. Также некоторые сёла имеют названия с другими окончаниями, традиционными для городов — например, Новоникольск, Печерск.

В киевский, удельный период и период централизованного Русского государства слово село имело несколько взаимосвязанных значений: «жилище, обитель, место пребывания»; «поселение» — как в общем значении (в Повести временных лет: «и бьраци не бываху в нихъ, но игрища межю селы, и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бѣсовьскыя пѣсни»[4]), так и противопоставляемое городу («И нача ставити по градомъ церкви и попы, и людие на кресщение приводити по всемъ градом и селомъ»[4]); «имение, владение, усадьба (с землёй)»; также сохранялось древнее значение «поле, пашня»[5]. По мнению С. Б. Веселовского, ранние летописные упоминания Москвы характеризуют её как село «в смысле населённого участка земли»[6]. В Древней Руси селом также называлась отдельная часть княжеского или боярского поместья (соответствовавшая вилле в империи Каролингов), управлявшаяся сельским старостой[7].

Село могло принадлежать не только князю («и есть село ея [ княгини Ольги ] Ольжичи и до сего дни»[4]), боярину или помещику (в более позднее время), но и архиерею или монастырю («токмо остася дворъ манастырескъ Печерьскаго манастыря и церкви, яже тамо есть святаго Дмитрея, юже бѣ далъ Ефрѣмъ и съ селы»[4]). В монастырских вотчинах статус села обретали те пункты, где в целях хозяйственного управления возникал монастырский двор и от которых «отпочковывались» выселки. Село с окрестными деревнями и починками составляло ключ или волость. В центре страны (например, во Владимирском, Московском, Переяславском уездах) административно-хозяйственная зона одного села или сельца обычно заключала в себе от 7 до 16 поселений, на севере (в Новгородской, Тверской, Костромской землях) — до 23[8].