Шоссе


Шоссе[1] (фр. chaussée), Шоссейная дорога[2][3] или Шоссированная дорога[4] — широкая скоростная дорога с твёрдым искусственным покрытием поверх грунтового основания и с канавами для стока дождевой воды по обочинам.

Также шоссе в России и некоторых других государствах и странах называется дорога обычно на окраине города, ведущая из него. Иногда название «шоссе» является исторически сложившимся, и магистраль проходит в городской черте, например, Ланское шоссе в Санкт-Петербурге, длительное время бывшее границей города.

Шоссе известны с древности и были они в следующих государствах Вавилония, Персия, Карфаген[5], и особенно были замечательны римские военные дороги.

Постройка шоссейных дорог в Российской империи была начата правительством в 1817 году, при Александре I, и первым русским шоссе стало Санкт-Петербурго-Московское, оконченное в 1834 году[6]. До 1840 года в среднем ежегодно открывалось не более 34 вёрст шоссе. В двадцатилетие с 1840 года до 1860 год эта цифра возросла до 258 вёрст, в среднем за год.

На 1855 год, в России, было построено и открыто для массового пользования 5 397 вёрст шоссе. Кроме того, в этот период времени находились в процессе активного строительства — протяжённость:

5 апреля 1883 года в России была утверждена классификация сухопутных путей империи, но она распространялась только на дороги, находящиеся в ведении Министерства путей сообщения, которые разделялись на два разряда[6]: