Константинопольский собор (1756)


Константинопольский собор 1755—1756 годов — поместный собор Православной церкви, объявивший все таинства вне Православной церкви недействительными[1], а также осудивший католическую практику крещения[2] и постановивший принимать католиков и протестантов, обращающихся в православие, через крещение[3].

Великая схизма 1054 года и Реформация потребовали формулирования отношения Православной церкви к католицизму и протестантизму[4]. По возникшему вопросу о практике приёма католиков в лоно Православной церкви имелись различные мнения (через покаяние, миропомазание, крещение). В 1484 году Константинопольский поместный собор урегулировал данный вопрос, постановив принимать католиков через миропомазание[5]. Данная практика чиноприёма утвердилась в Православной церкви. Так, патриарх Антиохийский Макарий III, отстаивая точку зрения о недопустимости повторного крещения латинян, писал в 1657 году[6]: «мы признаём их священство и никогда не хиротонисали вновь латинских священников при обращении их в православие, также должны признавать и их крещение. Они только схизматики, а схизма не творит человека неверным и некрещёным, а творит только отлучённым от Церкви»[7]. Недопустимость перекрещивания инославных (даже протестантов) отстаивал патриарх Константинопольский Иеремия III. Недопустимость перекрещивания еретиков упоминалась также в «Послании Патриархов восточно-кафолической Церкви о Православной вере» от 1723 года (патриархов Константинопольского Иеремии III, Антиохийского Афанасия III и Иерусалимского Хрисанфа): «таким же образом мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают»[3].

В XVII веке усилился католический прозелитизм среди православного населения Османской империи, а в 1729 году Римская Конгрегация пропаганды веры запретила всяческое участие в католических таинствах (лат. сommunicatio in sacris) христиан, не состоящих в общении с Римом[1][8], что фактически подставило под сомнение законность совершения таинств «схизматиками и еретиками», а соответственно и всю церковную жизнь Православной церкви[9].