Констанца (порт)


Порт Констанцы — порт, расположенный в румынском городе Констанца на западном побережье Чёрного моря в 332 км от Босфора и в 157 км от порта Сулина, находящегося в устье Дуная.

Площадь порта составляет 3926 га[1], из которых 1313 га — строения на суше, 2613 га — акватория. Работе порта благоприятствуют волнорезы на севере длиной 8344 м и на юге длиной 5560 м[2]. Констанца является крупнейшим черноморским портом, занимая 17-е место в Европе среди крупнейших портов. Число сотрудников порта составляет 6 тысяч человек[3]. Удачное географическое расположение и важность Констанцы как порта подчёркиваются двумя Панъевропейскими транспортными коридорами: коридором VII (Дунай, внутренние воды) и коридором IV (железнодорожным). Ближайшими к Констанце являются порты Мидия и Мангалия, которые играют ключевую роль в румынской системе морского транспорта. Управление портом Констанцы осуществляет администрация порта.

История порта связана собственно с историей города: в VI веке до н. э. здесь существовала древнегреческая колония Томис, где велась торговля греков с местными племенами. В I веке до н. э. вся территория между Дунаем и Чёрным морем вошла в состав Римской империи; о первых римских губернаторах писал поэт Овидий. Во II веке нашей эры Томис обрёл статус города, а позже был переименован в Констанцу в честь императора Константина. В годы существования Византийской империи развитие порта застопорилось из-за нападений разных племён, а центр торговли сместился в Венецию и Геную, хотя многие здания порта называли генуэзскими в память об итальянских купцах. Вскоре Констанца попала под власть Османской империи, а в 1857 году турки подписали контракт о строительстве железной дороги Чернаводэ — Констанца с британскими предприятиями Danube and Black Sea Railway и Kustendge Harbour Company Ltd[4].

16 октября 1896 года король Румынии Кароль I заложил первый камень в основание порта. Строительство осуществлялось под руководством инженера И. Б. Кантакузино, а позже — под руководством Георге Дука и Ангела Салиньи. Открытие порта состоялось в 1909 году: в распоряжении порта были шесть складов, множество резервуаров для топлива и силосные башни. В 1911 году оборот порта составил 1,4 млн т груза. В межвоенные годы в порту были установлены плавучий док, сушилка для зерна, новое здание руководства порта и биржа. В 1937 году объём грузоперевозок составил 6,2 млн т[4].