Контроль сознания


Управле́ние созна́нием (англ. mind control), промыва́ние мозго́в[1][2] (англ. brainwashing, из китайского xǐ năo 洗脑), наси́льственное убежде́ние (англ. coercive persuasion), идеологи́ческая обрабо́тка[1][2] — применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека, помимо его воли и желания[3].

Термин «промывание мозгов» возник в 1950-е годы[4]. Это понятие тесно связано с развитием и распространением государственной пропаганды. Однако определённого термина не было до того момента, как эти более ранние методики не были упорядочены в Китайской Народной Республике (КНР) для их использования в борьбе против внутренних классовых врагов и иностранных захватчиков. До этого времени все описания сводились лишь к конкретным определённым методикам. Одним из классических примеров этого симбиоза может служить произведение Джорджа Оруэлла «1984».

Китайский термин си нао (洗脑, буквально «промыть мозги»[5]) сначала применялся к тем методикам принудительного убеждения, которые использовались для искоренения так называемого «феодального» склада мышления китайских граждан, воспитанных ещё в дореволюционную эпоху.[6] На Западе подобный термин поначалу использовался в США в 1950-х годах в период Корейской войны при описании тех методов, при помощи которых китайские коммунисты добивались глубоких поведенческих изменений у иностранных заключённых, чтобы подавить волю пленников к сопротивлению.

Хотя промывание мозгов у заключённых войск ООН в период Корейской войны и принесло китайской стороне некоторую пропагандистскую выгоду, основной выгодой была возможность значительно увеличить контроль над максимальным количеством заключённых при сравнительно небольшом количестве охраняющих, что позволяло высвободить других китайских солдат для проведения боевых действий.

Впоследствии после Корейской войны термин «промывание мозгов» в силу ряда причин наполнился совершенно другим содержанием и стал применяться в отношении всевозможных методик принудительного убеждения, в том числе в отношении использования политической пропаганды и идеологической обработки.

Коммунистическая партия Китая (КПК) использовала фразу «xǐ nǎo» («очистить мозг»:  — чистить, мыть, nǎo — мозги), чтобы описать методы убеждения, обеспечивавшие приведение в ортодоксальность тех членов партии, которые не вполне соответствовали наставлениям партии. Эта фраза была игрой слов с «xǐ xīn» (кит. 洗心, «вымойте сердце»), предупреждением, висящим на многих даосских храмах и призывающим последователей чистить их сердца от нечистых желаний перед входом внутрь.