Корецкие


Корецкие (польск. Korecki) — угасший в середине XVII века русско-литовский княжеский род герба «Погоня» из числа Гедиминовичей. Род внесён в Бархатную книгу[1].

Его представители производили себя от Патрикея Наримунтовича (по другой родословной росписи, от Дмитрия-Корибута Ольгердовича). Принято считать, что Патрикеевы внуки Симеон и Василий основали две ветви — московскую (вскоре утратила княжеский титул и стала боярским родом[2]) и литовскую. В состав владения последних — известного как Кореччина — входило 65 сёл и 5 городов: Кыликиев, Маренин, Межирич, Тарговиц и являвшийся центром вотчины волынский город Корец. Основной резиденцией князей служил Корецкий замок.

Из князей Корецких происходили жёны Андрея Дмитриевича Можайского и Константина Ивановича Острожского. Род Корецких пресекся в мужском поколении со смертью в 1651 г. внука Юхыма князя Самуила-Кароля Корецкого, принимавшего участие во многих сражениях в Штирии, Австрии и Нидерландах, а также на стороне поляков против восставших украинских казаков в 1648—1649 гг. (в битвах при Жёлтых Водах, Корсуне, Збараже и Зборове).

Одна из дочерей Юхыма, Изабелла (ум. 1669), вступила в 1617 г. в Клевани в брак с князем Михаилом Юрием Чарторыйским. От этого союза происходят все последующие Чарторыйские. Сам Корец после смерти последнего князя Корецкого унаследовал её младший сын Ян Кароль. Он именовался князем на Корце и Олексичах и был родоначальником младшей (корецкой) ветви Чарторыйских, угасшей в 1810 г.

Согласно данным Лакиера (основывающегося, в свою очередь, на гербовнике Несецкого), гербом Корецких была Погоня первого вида, то есть скачущий всадник с подъятым мечом (рис. 1). Однако, как показывают последние исследования Однороженко, Погоня этого вида становится неизменным гербом Корецких только с 1601 г. (до этого на печатях представителей рода использовались различные изображения). Современные польские источники приводят в качестве герба Корецких — Малую Погоню другого вида (как показано на рис. 2), но её принадлежность вызывает серьёзные сомнения[3].


Классическая «Погоня» (рис. 1) и «Погоня» Корецких согласно современным авторам (рис. 2)