Королевские обряды


Королевские обряды (з.-слав. královničky, králenky, ю.-слав. краљице, ю.-в.-серб. краљички) — весенние молодёжные обряды, связанные с выбором «короля», «королевы», обходами или объездами на конях села и полей.

Известные западным и южным славянам девичьи королевские обряды направлены на обеспечение плодородия и защиту сельских угодий, аналогично другим весенним обходам девушек, напр. ю.-слав. лазарки (ладарице, лалекарице, љеље) и т. п. (см. Обходные обряды). У западных славян известны также «мужские» королевские обряды: jízda králů (морав.), honit krala, honéni králu (чеш., морав,), vodili krala (морав. Гана, Словацко), stinani krala, jezdit ро králoch (з.-чеш., Ходско), jezdit nа krala (морав. Лугачевское Залесье, Словацко), chodit s králem (чеш.), hledat krala (Морав. Словацко), pikšvonc (з.-чеш., Ходско) и др., имеющие соответствия в немецкой традиции. Королевские обряды приурочены в основном к Троице (з.-слав., ю.-слав.) (ср. Русальная неделя); к Вознесению ( с.-в.-серб.) , к дню св. Георгия (ю.-серб. Поморавье), к 1 мая (Еремей-запрягальник) или другим майским праздникам (з.-слав., ю.-серб.). В Чехии неделя перед Троицей называлась «королевской» — Královy týždeň, а Троицкое воскресеньеKrálova пеdéle (з.-чеш)[1].

Для западно-славянских мужских королевских обрядов характерны элементы испытания парней. Наиболее частым компонентом таких обрядов является состязание, во время которого выбирали самого быстрого, ловкого, остроумного парня, получавшего звание «короля». «Королём» называли парня, который смог первым добыть (добежать, доскакать на коне, допрыгнуть, сбить) венок или платок девушки, укреплённый на шесте. Часто эти соревновании проходили на поле, на конях и связывались с пастушескими играми. «Королём» признавали также парня, который накануне католической Троицы первым выгнал свой скот на пастбище — великопол. król (или królowa, если скот выгоняла девушка) pasterzy, чеш. kral pohůnci.

Для «мужских» королевских обрядов западной Чехии характерны ритуалы «оговаривания» , «вызывания» (provolávani, dáváni jmen, skladaji jména, vyvolavaji), т. е. обсуждения человеческих качеств сельских девиц и их семей (родов). Хвалебные или корильные четверостишия (ср. Корить) произносили с высокого места, чаще всего с дерева, с крыши дома, с ворот. После каждой реплики говорящий («глашатай», «вызывальщик») обращался за подтверждением своих слов к «королю», выполнявшему роль судьи. Иногда «королю» в обряде запрещалось разговаривать, тогда в ответ на обращённый к нему вопрос сопровождавшая «короля» свита стучала о землю или о забор палками. В районе Плзня в этих ритуалах использовали лягушку, которую называли «ве́щей» и заставляли её кричать при «обсуждении» односельчан.