Космицизм (Лавкрафт)


Космицизм (англ. Cosmicism) — литературная философия, созданная американским писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом[1][2]. Лавкрафт был автором философских историй ужасов, включающих оккультные и мистические явления, такие как духовная одержимость, метисация рас инопланетян, космогония и другие, — эти темы со временем способствовали развитию личной философии Лавкрафта [3].

Философия космицизма Лавкрафта утверждает, что «во Вселенной нет видимого божественного присутствия, такого как Бог, и что люди совсем незначительны в более широкой схеме межгалактического существования»[4]. Самая популярная тема в произведениях Лавкрафта — страх человечества перед своей незначительностью или перед лицом непостижимо большой Вселенной[5][6][7]: страх перед космической пустотой[8]. Эти темы лежат в основе жанра «Лавкрафтовских ужасов‎».

Космицизм — центральная философия в творчестве Лавкрафта, утверждающая, что человечество ничтожно мало во Вселенной. По сути, человеческий мир и наша роль в нем — иллюзия. Человечество живет внутри хрупкого пузыря восприятия, не подозревая о том, что скрывается за кулисами или даже о самих завесах, и наше кажущееся господство над миром на самом деле иллюзорно. Нам повезло, что мы не понимаем, что дремлет в неисследованных местах на Земле и за ее пределами. Лавкрафт с детства интересовался космосом и его вдохновляли научные открытия. Он верил в бессмысленную, механическую и безразличную Вселенную, которую люди никогда не будут способны понять. Убеждения, что не могут быть подтверждены с научной точки зрения — недопустимы. Лавкрафт сформулировал эту философию в 1921 году, а полностью применил её пять лет спустя, в рассказе «Зов Ктулху». Ранние рассказы «Дагон», «За стеной сна» и «Безымянный город» содержат некое описание этих концепций, но они не анализируют её так, как последующие работы. В рассказе «Ньярлатхотеп» крах цивилизации происходит вследствие краха Вселенной.

В рассказе «Зов Ктулху» (1926) Лавкрафт впервые ввел все эти темы в полной мере и это определило новое направление в его творчестве. Он совместил жанр ужасов и научной фантастики. Появляется детальное описание инопланетян Лавкрафта: они чрезвычайно аномальные по природе, с частями тел разных животных; они застряли меж миров, поэтому в их случае перемешивается органика и материя, и они вообще не возможны в нормальном мире. До это момента Лавкрафт описывал только Древних богов (англ. Old Gods, Old Ones) и мифических существ, а после только космических Великих Древних (англ. Great Old Ones); ранее «Некрономикон» был книгой по некромантии, а стал об инопланетянах (и позже за некромантию отвечали другие книги). Это первая и единственная история Лавкрафта, в которой люди и космическая сущность встречаются лицом к лицу. В этом рассказе Лавкрафт создал концепцию, что объединяет все его идеи. Мифы Лавкрафта включают: псевдомифологию инопланетян, Древних богов, тайные культы, язык Акло, многомерный Р'льех и прочее. Эти темы усиливаются в его последующих рассказах.