Лавкрафтовские ужасы


«Лавкрафтовские ужасы» (англ. Lovecraftian horror) или «Космический ужас» (англ. Cosmic horror) — поджанр литературы ужасов и фантастики, родоначальником которого стал американский писатель ужасов Говард Филлипс Лавкрафт[1][2][3]. Сам Лавкрафт относил свои произведения к жанру «космического ужаса»[4][5] и отмечал ряд писателей начала XX века, которые вместе с ним создали этот жанр[6]. В этих произведениях страх перед неизведанным и непостижимым обыгрывается больше, нежели страх перед кровью и другими исконными элементами ужасов[7].

В творчестве Лавкрафта подчеркиваются такие темы, как: космические божества, угроза нечеловеческих существ, запретные знания, человеческое безумие, роль религии и суеверий, судьбы и неизбежности смерти, риски научных открытий и прочее[8], — все это ассоциируются с «Лавкрафтовскими ужасами»[9][10]. «Мифы Ктулху» их часть. Вместе они преобразовали и популяризировали жанр «космического ужаса»[4].

Творчество Лавкрафта со временем серьёзно повлияло на массовую культуру: особенно на фильмы ужасов, видеоигры и настольные игры, — в них стали использовать название «Лавкрафтовские ужасы»[11][12][13].

Исследователи творчества Лавкрафта называют некоторые ужасы «лавкрафтовскими» и используют термин «Лавкрафтиана» вместо «Лавкрафтовские ужасы»[14][15][16]. С. Т. Джоши пишет в «Black Wings: Tales of Lovecraftian Horror» (2012), что этот термин охватывает широкий спектр: от стилизаций, которые имитируют насыщенную манеру письма Лавкрафта и механически воспроизводят его божеств, персонажей и окружение; до работ, которые содержат лишь намеки на общие темы Лавкрафта. Джоши также указывает, что работы многих мастеров ужаса представляют собой своеобразный союз между «лавкрафтовскими» ужасами и совершенно разными жанрами[17][18].

Лавкрафт в своем эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» выделил ряд писателей, которые вместе с ним создали жанр «космического ужаса»[19]: Эдгар По, Алджернон Блэквуд, Амброуз Бирс, Артур Мейчен, Роберт Чемберс, лорд Дансени и другие[20][21]. Лавкрафт стремился отличить свою работы от существующей готической литературы и научной фантастики, подняв темы ужаса, по его собственным словам, до «космического уровня»[22]. Стивен Кинг, являющийся последователем Лавкрафта, сказал, что произведения Лавкрафта «уникальные среди всей американской литературы и актуальны до сих пор в полную силу»[23].

Лавкрафт развил уникальный литературный стиль, который включал необычные описания существ, сверхъестественных явлений, дочеловеческие времена и т.п[24]. Лавкрафт писал в письме Рейнхарду Кляйнеру от 23 апреля 1921 года, что работает над новым стилем, который он называл «Печаль и Ужас»[25]. В зрелом возрасте Лавкрафт начал писать произведения, в которых сложился многословный архаичный стиль. В течение 1924 года Лавкрафт улучшил структуру письма и разработал новый стиль, который изменил всего его творчество, и образовал его личную философию космицизма[26][27].