Костёл Святой Анны (Вильнюс)


Костёл Святой Анны[1][2] в Вильнюсе (лит. Šventos Onos bažnyčia, польск. kościół Świętej Anny) — католический храм, памятник готической архитектуры, одна из самых известных достопримечательностей Вильнюса. Располагается в Старом городе на улице Майронё (Maironio g. 8, в советское время улица Тесос). Освящён в честь святой праведной Анны, матери Девы Марии.

Храм, входящий в ансамбль костёла Святых Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского и зданий бернардинского монастыря, является охраняемым государством объектом культурного наследия национального значения; код в Реестре культурных ценностей Литовской Республики 17308.[3]

Первые сведения о деревянном костёле Святой Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костёл был построен в 1495—1500 годах и освящён 22 мая 1501 года. Когда в 1502 году рухнул расположенный поблизости костёл бернардинцев, монахи проводили богослужения в костёле Святой Анны, но он оставался при этом приходским. Меценатом костёла был великий князь литовский Александр (1460—1506).

Имя создателя храма доподлинно неизвестно[2]. Существует предположение, что им был архитектор Михаель Энкингер из Данцига, восстановивший в 1501—1507 годах ансамбль костёла и монастыря бернардинцев. Искусствовед Кристина Маковска оспаривает это предположение на том основании, что конструкции костёлов бернардинцев и Святой Анны слишком отличаются, чтобы быть созданиями одного и того же зодчего.

По гипотезе К. Маковской, костёл скорее всего построил архитектор Владислава Ягеллона Бенедикт Рейт, автор пражского Кафедрального собора и краковского Вавеля. Сохранились свидетельства о том, что Бенедикт Рейт был послан Владиславом в Вильну вместе с мастером Иаковом, имя которого написано на кирпичах церкви Святой Анны. Архитектор скончался между 1531 и 1534 годом. По заказу Владислава был написан его портрет, который ныне хранится в пражском Кафедральном соборе.

После пожара 1564 года храм пришёл в запустение. На средства Николай Радзивилл Чёрный его восстановили и заново освятили только в 1581 году; тогда здание приобрело вид, сохранившийся в основном до наших дней. В XVII веке рухнули своды здания. При ремонте переделкам подвергся главным образом интерьер: были оштукатурены стены, установлены три новых барочных алтаря.