Косэ Канаока


Косэ Канаока (яп. 巨勢 金岡) — японский придворный художник (кютэй гака) раннего периода Хэйан, первый крупный светский художник Японии и основатель первой в Японии художественной школы, Косэ[1][2]. Косэ также называют первым великим японским художником[1] Информация о его жизни и творчестве отрывочна, и последняя из его сохранившихся картин была уничтожена пожаром в 17 веке.

Жизнь и творчество Косэ Канаоки приходятся на вторую половину 9 века (точные годы жизни неизвестны). Косэ происходил из не очень знатной аристократической семьи. Его прадед, Косэ-но Нотари[яп.], служил при дворе в должности тюнагона (заместителя государственного советника), а отец, Косэ-но Удзимунэ (яп. 巨勢氏宗), — в должности унэмэ-но-ками (яп. 采女正). Художественные таланты молодого Косэ были оценены Императорским двором. Как потомок аристократической семьи, он получил придворный чин и пользовался покровительством таких влиятельных лиц как император Уда и кампаку Фудзивара-но Мотоцунэ.

Первоначально Косэ Канаока, как и его отец, занимал должность пятого ранга при императорском дворе — унэмэ[яп.]-но-ками, секретаря при унэмэ-но-цукаса (яп. 采女司). С 868 по 872 год Косэ был смотрителем императорского сада Синсэн-эн[англ.]. Состоял в дружеских отношениях с такими выдающимися современниками как Сугавара-но Митидзанэ и Ки-но Хасэо[яп.].

Творческий период его деятельности пришёлся на период становления аристократической культуры периода Хэйан (794—1185). Косэ, как считалось, вышел за рамки традиционных для китайской живописи тем и технических приёмов, и создал новое, специфически японское направление живописи, получившее позже название «ямато-э»[источник не указан 1208 дней]. По свидетельствам современников, Косэ Канаока стремился к точному воспроизведению в росписях реальных пейзажей, хотя по преимуществу объектами изображения для художников становились не увиденные, а описанные в поэзии местности.

Ни одна из картин Косэ не дошла до нашего времени, но отрывочные сведения о его творчестве содержатся в сохранившихся документальных источниках того периода. В 12-томном сборнике китайской поэзии «Канкэ Бунсо»[яп.], который Сугавара-но Митидзанэ составил в эру Дзёган (859—877), упоминается смотритель императорского сада Синсэн-эн, Косэ-сэнсэй (Канаока), которого Митидзанэ попросил нарисовать картину с изображением этого сада[2]. Это первый упоминаемый в документальных источниках образец живописи «ямато-э»[источник не указан 1208 дней], картин со специфически японскими темами или предметами изображения.