Кочнев, Юрий Леонидович


Юрий Леонидович Кочнев (род. 26 февраля 1942, Симферополь) — советский и российский дирижёр, народный артист РСФСР (1990), лауреат Государственной премии РФ (1995), Действительный член Российской Академии Искусств, лауреат Фонда им. И.  К. Архиповой (серебряная медаль), профессор, кандидат искусствоведения, художественный руководитель и главный дирижёр Саратовского театра оперы и балета.

Окончил Ленинградскую консерваторию по трем специальностям: альт (1967), аспирантуру кафедры истории и теории музыки (1970), оперно-симфоническое дирижирование (1971); по окончании учёбы был принят по конкурсу дирижёром-стажером в Государственный академический Большой театр СССР; с 1972 года — главный дирижёр Татарского театра оперы и балета (Казань). Дипломант VI Всесоюзного конкурса дирижёров (1976).

С 1975 года является главным дирижёром, а с 1991 года художественным руководителем Саратовского академического театра оперы и балета, где осуществил более 50 постановок. Оперы: «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Иван Сусанин» М. Глинки, «Махагони» К. Вайля (впервые в России), «Крутнява» Э. Сухоня, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Риенци, последний трибун» Р. Вагнера, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (I редакция), «Риголетто» и «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Вольный стрелок» К. Вебера, «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Тоска» Дж. Пуччини, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Орестея» С. Танеева, «Маргарита» В. Кобекина (мировая премьера) и другие. Балеты: «Раймонда» А. Глазунова, «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, «Стальной скок» С. Прокофьева, «Вешние воды» В. Кобекина (мировая премьера) и другие.

Как оперный дирижёр выступал в Большом, Мариинском и других театрах страны, как постановщик оперных спектаклей — в Большом театре Белоруссии («Тоска», 1991), в Большом театре России («Фауст», 1992). Дирижирует концертными программами ведущих симфонических оркестров Москвы, Санкт-Петербурга. В 1994 году провел гастроли саратовского театра в крупнейших городах Южной Кореи; в 1996 году — в Мюнхене (Германия) на театральном фестивале «Русские сезоны». В сезонах 2002—2004 гг., продолжая работать в саратовском театре, являлся главным дирижером Академического симфонического оркестра филармонии на Кавказских Минеральных водах (Кисловодск); 2004—2006 гг. работал в качестве главного дирижера с симфоническим оркестром Москвы («Русская филармония»).