Красный Кавказ (крейсер)


«Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев») — лёгкий крейсер Черноморского флота ВМФ СССР, модифицированный вариант лёгкого крейсера типа «Светлана»[Прим. 1].

Принимал участие в боевых действиях в составе Черноморского Флота в годы Великой Отечественной войны, стал первым гвардейским кораблём Черноморского флота.

Строительство было санкционировано в июне 1912 года по «Программе усиленного судостроения на 1912—1916 гг.»[3].

В Техническом бюро РСО под руководством подполковника М. И. Сасиновского был разработан эскизный проект, а затем и вычерчены теоретический и общего устройства чертежи легкого крейсера для Чёрного моря. Они были высланы фирме «Дж. Браун» (в Клайдбанке) для изготовления модели и испытания её в бассейне, что и было выполнено в мае 1913 года.

Крейсер был заложен на заводе «Руссуд» («Русское судостроительное общество» в городе Николаев 19 октября 1913 года. Кодовое имя — проект «Балашка». Наблюдающий за постройкой — корабельный инженер Н. И. Михайлов. К июню 1916 года корабль довели до 48 % готовности (от сдаточной). 28 мая при попытке спуска на воду корабль вошел в воду только частью кормовой оконечности. Только через полторы недели, когда поднялась вода в реке, двумя паровозами, шестью домкратами, плавучим краном и мерами по смещению центра тяжести удалось столкнуть будущий крейсер в воду. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55 %.

Постройка корабля была прервана немецкими и украинскими властями, передавшими завод немецкой фирме Blohm + Voss, которая уволила рабочих завода и начала вывоз оборудования в Германию[1]. Центральный комитет по строительству легких крейсеров в Петрограде, оставшись без заводов, был вынужден разослать своим контрагентам письма такого содержания[4]: