Лёгкие крейсера типа «Светлана»


Лёгкие крейсера типа «Светлана» — серия лёгких крейсеров Российской империи, первые российские крейсера Российского императорского флота оснащённые паровыми турбинами в качестве двигателя. Строительство кораблей было начато для Балтийского и Черноморского флотов Российской империи, однако после затянувшейся достройки они вошли в состав ВМФ СССР[1].

В 1913—1914 годах на балтийских и черноморских судостроительных заводах России заложено 4 легких крейсера типа «Светлана» и 4 во многом схожих крейсера типа «Адмирал Нахимов». Ни один из них тогда не был достроен и не участвовал в Первой Мировой войне. Но степень готовности нескольких крейсеров была высока, и после революции четыре: «Красный Кавказ», «Профинтерн» (затем «Красный Крым»), «Червона Украина» и «Ворошилов»; и два, перестроенных в танкеры: «Азнефть» и «Грознефть») правительство СССР решило достроить.

«Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев») — единственный крейсер, достраивавшийся по модифицированному проекту. Это позволило приблизить его характеристики к легким крейсерам, строившимся в 30-х годах за рубежом и в Советском Союзе. Он использован для отработки решений, которые затем воплощены в крейсерах типа «Киров».

Судьба крейсера «Адмирал Бутаков» (с 24.11.1926 — «Ворошилов», с 25.11.1940 по май 1941 — «Аврора») была предметом многократного обсуждения в руководстве РККА и судостроительной промышленности. К 1918 году готовность корабля по корпусу составляла 70 %. Вплоть до 1940 года предлагался и обсуждался целый ряд проектов его достройки в качестве плавбазы торпедных катеров, вспомогательного крейсера, минного заградителя и т. д., было даже принято решение об его достройке в качестве учебного крейсера, но достроен он не был. Корпус корабля продолжал храниться на Морском заводе в Кронштадте и только в 1952 году был разобран[2].

В Великой Отечественной войне 3 крейсера типа «Светлана» в составе бригады крейсеров эскадры Черноморского флота участвовали в боевых действиях на Чёрном море.

В ходе войны крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ» стали гвардейскими. После войны оба переведены в учебные и стали базой корабельной практики курсантов военно-морских училищ.