Червона Украина (крейсер)


«Червона Украина» — военный корабль, заложен как лёгкий крейсер типа «Светлана» («Адмирал Нахимов») Российского императорского флота. Во время Гражданской войны переходил из рук в руки, далее достроен и вошёл в состав Черноморского флота ВМФ СССР. Участвовал в 1941 году в обороне Одессы и Севастополя, потоплен 12 ноября 1941 года авиацией на базе.

19 октября 1913 года в Николаеве завод «Русского судостроительного общества» («Руссуд») приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров «Адмирал Нахимов» (головной) и «Адмирал Лазарев» (наблюдающий за постройкой — корабельный инженер Н. И. Михайлов). Однако захват власти большевиками и начавшаяся Гражданская война в России остановили работы по достройке корабля.

В феврале 1919 года «Адмирал Нахимов» захвачен французскими интервентами. В январе 1920 года отбуксирован Вооружёнными силами Юга России в Одессу и там брошен во время эвакуации, ввиду невозможности отбуксировать корабль из порта из-за тяжёлых погодных условий. В феврале 1920 года, после падения белой Одессы, был возвращён в Николаев.

1 апреля 1923 года Николаевские государственные заводы решили достроить по первоначальному проекту, но отказаться от старых противоаэропланных пушек и заменить их 75-мм зенитными орудиями системы Меллера, и дополнить минно-торпедное вооружение тремя тройными надводными аппаратами диаметром 450 мм. Возможность финансирования программы восстановления флота рассматривалась СНК РСФСР. На достройку крейсера «Адмирал Нахимов», исходя из бюджета Республики, выделили тогда только 250 тыс. руб., чего было явно недостаточно для всех достроечных работ.

Приказом Реввоенсовета Республики от 7 декабря 1922 года крейсеру «Адмирал Нахимов» присвоено новое название «Червона Украина». В этом же месяце состоялся III Всеукраинский съезд Советов, который рассмотрел меры по содействию достройке крейсера и принял постановление о шефстве ВУЦИК над «Червоной Украиной». Вопрос о дополнительном финансировании достроечных работ вынесен на рассмотрение СНК УССР, который 8 мая 1923 года принял решил выделить в фонд достройки корабля 200 тыс. руб. золотом. Окончательная готовность крейсера к сдаче назначена на 1 мая 1926 года.

Крейсер в момент прекращения достройки находился в высокой степени готовности: котлы, главные турбины, большая часть вспомогательных механизмов и трубопроводов погружены на корабль, трубы и мачты установлены. Главная задача достройки после перерыва в том, чтобы очистить корабль от грязи и коррозии, закончить работы по монтажу главных и вспомогательных паропроводов, трубопроводов, турбогенераторов и электропроводки, произвести наладку всех механизмов и устройств, подготовить их к сдаче. При достройке Николаевский госзавод им. А. Марти в основном выдерживали промежуточные сроки выполнения работ. Так, на 1 февраля 1926 года готовность крейсера по массе корпуса 96 %, по главным турбинам — 99 % и по вспомогательным механизмам — 84 %.