Кревза, Лев


Лев Кревза (пол. Leon Wawrzyniec Kreuza-Rzewuski; умер в 1639) — греко-католический религиозный деятель, полемист, василианин, богослов, первый униатский архиепископ смоленский (1625—1639).

Происходил из мелкой подляшской шляхты[2]. Родился в родовом гнезде Ржевуских[3] — в с. Бейды[1] (ныне гмина Ольшанка, Лосицкий повят Мазовецкого воеводства).

Учился в Риме, в Папской греческой коллегии святого Афанасия. Там же он получил учёную степень доктора богословия (известно о его пребывании в коллегии в 1611—1613 гг.[4]). После этого вступил в Базилианский орден и принял монашеское имя Лев. Преподавал в местной монастырской семинарии[1]. В 1617 году, без ведома митрополита Иосифа Рутского, монахи Виленского Святотроицкого монастыря избрали Льва Кревзу своим архимандритом. Впоследствии митрополит подтвердил избрание и способствовал реформаторским начинаниям Кревзы-Ржевуского, который занялся обновлением и благоустройством монастыря (в частности, сделал ремонт монастырских зданий)[2].

В 1617 году Лев Кревза проводит богословские диспуты с виленскими православными деятелями, издаёт в типографии Мамоничей свой полемический труд «Оборона церковного единства»[2]. В 1622—1623 годах появился ответ на неё — произведение монаха Киево-Печерского монастыря Захарии Копыстенского Палинодия.

Около 1625 года, после присоединения к Речи Посполитой Смоленской, Северской и Черниговской земель (по итогам Деулинского перемирия), Лев Кревза получает направление на кафедру Смоленской епархии, перешедшей около 1621 г. в унию. Епископскую хиротонию получил из рук митрополита Иосифа Рутского 29 июня 1625 года[5].

Лев Кревза работал над распространением и утверждением унии на подчинённой ему территории. Направлял в Святой Престол прошения о подтверждение своего титула и о создании Смоленской католической архиепархии восточного обряда. Организовывал встречи с православным духовенством. В 1629 году участвовал в Львовском синоде (планировался как православно-униатский, однако прибыли только представители Русской Униатской Церкви)[2]. В Смоленске главным противником Льва Кревзы среди православных иерархов был епископ Исаия Копинский. Однако, с избранием последнего в 1631 году на киевскую митрополичью кафедру, противостояние двух епископов прекратилось[6]. В 1633 году привилеем короля Владислава IV Смоленскому греко-католическому архиепископству был передан кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы и 260 церквей и монастырей.