Крипта Неаполитана


Неаполитанская крипта (итал. Crypta Neapolitana) или Старый грот Поццуоли, также устар. итал. Grotta di Cocceo (Грот (пещера) Кокцея)[2][3][К 1] — древнеримский дорожный туннель под холмом Позилиппо в Поццуоли (современная территория Неаполя). Один из немногих сохранившихся античных туннелей столь большой протяжённости (более 700 м)[4]. Для посещения закрыт.

Согласно Страбону, туннель был построен в 30-х годах до н. э. Луцием Кокцеем Ауктомruit, инженером Агриппы[5], проложившим также другой тоннель Grotta di Cocceioruit в Кумах. Прокладка туннеля, соединяющего Неаполь с Флегрейскими полями, стала частью масштабных строительных преобразований, связанных с сооружением при Октавиане первого морского порта Древнего Рима — Порта Юлия (итал. Portus Julius). Уже Сенека называл туннель Неаполитанской криптой и описывал его как мрачное и пыльное место[6]:

Нет ничего длиннее этого застенка и ничего темнее факелов в нём, которые позволяют не что-нибудь видеть во мраке, а видеть самый мрак. Впрочем, даже будь там светло, пыль застила бы свет.

В 1167 году крипту посетил испанский раввин Вениамин Тудельский, оставив преувеличенное её описание: «пятнадцать миль дорога идёт под горами»[7]. В 1180 году в крипте побывал английский дипломат и писатель Гервасий Тильберийский. Он, вероятно, первым связал крипту с именем Вергилия, приписав античному поэту некие инженерно-математические заслуги. Позднее Вергилий стал считаться непосредственным создателем туннеля, причем это создание понималось как некий сверхъестественный, магический акт, а античная гробница рядом с восточным входом стала называться гробницей Вергилия[4]. В своём последнем стихотворении Баратынский, посетивший Неаполь, вспоминает: «…злачную пещеру, Священную поднесь Камены суеверу, Где спит великий прах властителя стихов».

Обозначение Неаполитанской крипты принято усматривать в пиктограмме между Неаполем и Путеолами на Пейтингеровой скрижали, что отражает значимость туннеля в дорожной системе Средневековья. В XIV веке описание крипты оставил также Петрарка[4].

В Средние века и Новое время предпринимались попытки расширить и укрепить сооружение. В 1455 году, при короле Альфонсо V Великодушном, пол туннеля был стёсан на несколько метров, чтобы сделать подъём с востока менее крутым. Во времена испанского владычества (XVI—XVII вв.) в Неаполитанской крипте была устроена фонарная система освещения. В результате многочисленных преобразований (1455, 1548, 1748, 1806 гг.) туннель во многом утратил первоначальный вид[8].