Критские иероглифы


Критское иероглифическое письмо — условное наименование одной из разновидностей эгейского письма, существовавшей на Крите в эпоху минойской цивилизации.

Название «иероглифы» является условным и основано на рисуночном характере знаков. Фактически письмо было смешанным: часть знаков были открыто-слоговыми, часть — идеографическими. Хотя дешифровка иероглифов далека от завершения, о характере письменности можно судить с уверенностью благодаря тому, что некоторые имена и лексемы повторяются в более поздних надписях Линейным письмом А и Линейным письмом Б.

Происхождение критских иероглифов, по-видимому, оригинально, однако сам принцип письма мог сложиться под влиянием египетской иероглифики, поскольку древний Крит имел теснейшие контакты с Египтом и был его союзником в борьбе против государств Месопотамии.

Практически все известные надписи (в основном на резных печатях) найдены на Крите. При этом, в отличие от более позднего Линейного письма А, все иероглифические надписи найдены к востоку от условной линии Кносс-Фест, тогда как к западу от этой границы до начала XXI в. не было найдено ни одного иероглифического памятника (к настоящему времени найдена единственная печать). Данный факт частично согласуется с пассажем из Гомера, согласно которому, помимо критян, из коренных народов на острове обитали также кидоны (в западной части острова).

Несколько печатей со знаками, отдалённо напоминающими критские иероглифы, найдены на Кипре, однако данные знаки, даже если считать их письмом, были скорее импортом или подражанием, чем местной письменной традицией: между этими печатями и появлением кипро-минойского письма существует большой хронологический разрыв, тогда как на Крите письменная традиция была непрерывной вплоть до позднего бронзового века.

Письмо возникло около XX в. до н. э. (финальный преддворцовый период). Наиболее ранняя разновидность, неизвестная первооткрывателю письма А. Эвансу, получила название «арханесское письмо» (по археологическому памятнику Арханес близ Кносса); эти знаки имели чисто рисуночный характер, порядок расположения знаков на печатях не всегда был линейным (иногда знаки образовывали деморативную комбинацию, подобно египетским иероглифам или современному корейскому письму). Руланд Декорте составил полный свод знаков арханесского письма и сопоставил их с иероглифами[1].