Кровавый меридиан


«Кровавый меридиан, или закатный багрянец на западе» (англ. Blood Meridian; or, The Evening Redness in the West ) — эпический роман американского писателя Кормака Маккарти. Роман относится к жанру вестерн, а иногда его классифицируют как ревизионистский вестерн[1].

Повествование романа следует за вымышленным персонажем, которого называют «Малец». Большую часть повествования «Малец» пребывает в банде Глэнтона — группе охотников за скальпами, которые убивали коренных американцев с 1849 по 1850 год из-за денег, ради удовольствия и даже по нигилистической привычке. Роль антагониста в романе постепенно переходит персонажу по прозвищу «Судья» — физически крепкому, высокообразованному, умелому члену банды. Он очень белокож и выбрит с головы до ног. Роман получил широкое признание критиков и был назван величайшим произведением Маккарти и одним из величайших американских романов всех времен[2]. Некоторые критики назвали его Великим американским романом[3].

Маккарти начал писать «Кровавый меридиан» в середине 1970-х годов. В письме, отправленном в 1979 году, он сообщил, что разочаровался в романе и не прикасался к нему в течение шести месяцев[4]. Тем не менее ключевые моменты финала книги были написаны за короткий промежуток времени.

Маккарти работал над романом, живя на деньги, которые он получал со Стипендии Макартура. Это была его первая попытка написать вестерн и первый роман, действие которого происходит на юго-западе США[4].

В 1974 году Маккарти, дабы погрузиться в культуру юго-запада страны, перебрался из родного Теннесси в Эль-Пасо, а также выучил испанский язык, на котором говорят многие персонажи «Кровавого меридиана». Кроме того, писатель изучал жизнь банды Глэнтона по мемуарам Сэмюэля Чемберлена «Моя исповедь: Воспоминания мошенника». Чемберлен ехал вместе с Джоном Джоэлом Глэнтоном и его бандой между 1849 и 1850 годами.

Маккарти несколько раз повторял путь через Мексику, пройденный бандой Глэнтона, отмечал топографию и фауну. При этом он уделил много внимания изучению создания самодельного пороха, чтобы точнее изобразить творение «Судьи»[4].