Канал имени Петра Великого


Канал имени Петра Великого (Кронштадтский канал[2], Петровский канал) — канал в Кронштадте. Охраняется как памятник архитектуры, в состав ансамбля которого входит морская часть канала, бассейн с насосной станцией и отводным каналом, Петровский (южный) док, Доковый мост, доки в крест-канале и овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом.

Строительство началось в 1719 году. Им интересовался Пётр I, дававший указания об отдельных деталях; главный надзор осуществлял сенатор М. М. Самарин (в дальнейшем — адмирал П. И. Сиверс[1]), командовавший Эдвардом Лейном, которому подчинялись руководившие работами на отдельных участках комиссары от губерний[3].

Ремонтные доки использовались уже с 1724 года[1], но после смерти Петра I (в 1725 году) работы были приостановлены до 1732 года. В 1732 году (также указываются в качестве возможных дат 1734 и 1739 годы[1]) был назначен И. фон Люберас, закончивший сооружение к 30 июня 1752 года[4]. С 1747 года в строительстве для его ускорения участвовал Андрей Константинович Нардов, изобрёвший прочные и лёгкие три пары двойных шлюзовых ворот[1].

Из заложенного в проект не была завершена часть канала, значащаяся сейчас как овраг, не была построена башня-маяк (для которой был заложен фундамент в 1722 году)[1].

Стены канала и дамбы были сделаны из тёсанного камня, укреплены металлическими скобами и залиты цементом специального состава[1]. Изначально стены канала были облицованы известняком, плохо переносившим изменение уровня воды и поэтому в дальнейшем частично заменённым гранитом. Бассейн, в котором находились судна на ремонте, и протока из дока к нему были вырыты ниже уровня воды залива[4], в сам бассейн вода заливалась самотёком[1], при необходимости откачать её сначала использовались ветряные мельницы[4], запускавшие помпы[1], с 1777 года — первая паровая машина России, привезённая из Шотландии. Для размещения этой машины было построено отдельное здание. Стены бассейна были целиком облицованы гранитными валунами[4].

Канал использовался для изначальной цели, ремонта кораблей, до 2006 года, с тех пор постепенно разрушается. В 2015 году комплекс был передан в оперативное управление Музею истории Кронштадта[5].