Кронштадтский морской завод


АО «Кронштадтский Морской завод» — российская компания, занимающаяся ремонтом и сервисным обслуживанием военных и гражданских судов, а также ремонтом судовых газотурбинных установок, дизельных двигателей, комплексной металлообработкой, цинкованием, малярными работами. Завод основан в 1858, что делает его одним из старейших судоремонтных предприятий России. Находится в Кронштадте Санкт-Петербурга.

Имея мощную энергетическую базу и техническую оснащённость, уникальные гидротехнические сооружения (4 действующих сухих дока, гавани, оборудованные причалы), является крупнейшим судоремонтным комплексом Северо-запада. Общая протяженность стапельных оснований — 750 метров, что позволяет проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 метров и водоизмещением до 40 тыс. тонн.

Создание в Кронштадте Пароходного завода было вызвано стремительным развитием железного пароходостроения и потребностью России в собственном пароходостроительном и ремонтном предприятии для нужд отечественного военно-морского флота. Строительство завода продолжалось с 1847 по 1858 гг. Автор проекта: архитектор Строительной части Морского министерства академик А. С. Кудинов. Предназначение завода было определено ко времени окончания его строительства: основная задача предприятия заключалась в «исправлении механизмов паровых судов».

Официальная дата начала работы предприятия: 4 (16) марта 1858 г. На протяжении всей своей истории завод был и остается главной ремонтной базой Балтийского флота.

С деятельностью Пароходного завода (1858—1922) связаны все основные вехи развития русского флота середины XIX и первой четверти XX столетия. В начале 1860-х гг. завод занимался переоснащением уже существующих парусных кораблей Балтийского флота в паровые (на линейных кораблях «Цесаревич» и «Синоп», пароходофрегате «Олег» и «Скорый»), был пионером по изготовлению нарезной артиллерии для крепостей и флота, стоял у истоков броненосного судостроения (на заводе изготовили броню и обшили первый отечественный железный броненосный корабль канонерскую лодку «Опыт», обшивали броней и достраивали плавучие батареи «Первенец», «Не тронь меня», «Кремль»).

В дальнейшем сложилось разделение труда: закладка и строительство броненосцев и других кораблей осуществлялась на верфях Санкт-Петербурга, достройка, наладка и доводка производилась в Кронштадте с участием Пароходного завода. В конце 1860-х — середине 1870-х гг. этапным для ранней деятельности Пароходного завода событием стало участие его работников в строительстве и достройке первого в мире брустверно-башенного броненосца «Петр Великий», сильнейшего корабля своего времени.