Крыл, Карел


Карел Крыл (чеш. Karel Kryl; 12 апреля 1944, Кромержиж, Протекторат Богемии и Моравии — 3 марта 1994, Мюнхен, Германия) — чехословацкий и чешский поэт, певец, автор-исполнитель и прозаик. Один из ярких представителей «чешской антикоммунистической протестной песни». В народе также имел неформальный титул «поэт с гитарой». Из-за проблем с властями во время нормализации (1969—1989) жил в ФРГ и работал в редакции радиостанции «Свободная Европа». Крыла неоднократно сравнивают с Владимиром Высоцким, Дином Ридом и Бобом Диланом[2].

Карел Крыл родился в Кромержиже в семье книгоиздателей — его отец и дед владели собственной типографией, где печатали книги лучших поэтов и прозаиков. Кроме Карела, в семье было ещё двое детей — дочь Мария (род. 1943) и сын Ян (род. 1947).

В 5 лет Крыл впервые стал свидетелем политических репрессий — типография отца и деда была уничтожена, а семья вынуждена была жить в подвале. В атмосфере семейных бесед с элементами чтения и пения сформировался будущий талант певца, мечтавшего в те годы быть гончаром.

После окончания 8 классов средней школы, в 1958 году Крыл поступает в техническое училище в Бехине на керамиста. По его окончании в 1962 году работает на фабрике керамики в Теплице как кадровый работник и контролёр качества работ. Примерно в это же время начинает писать и исполнять первые песни, в большинстве своём шуточные. В 1966 году Крыл увольняется и переезжает в Оломоуц, а немного позже — в Остраву, где работает в редакции Чехословацкого радио.

В конце 1967 года Карел Крыл переезжает в Прагу, где работает на телевидении в отделе документалистики.

Первый большой успех Крыла как автора-исполнителя выпадает на 1969 год — в марте вышел его дебютный альбом «Bratříčku, zavírej vrátka!» (Братишка, закрывай ворота!). Заглавная песня альбома была написана в ночь на 21 августа — день вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Карел Крыл стал одним из известнейших представителей авторской песни и завоевал авторитет и признание среди прогрессирующей молодёжи. Основными темами песен, кроме политической ситуации в стране, также были искажение исторических фактов, пропаганда атеизма и проблемы экологии. Нередко также в текстах присутствуют элементы метафоры либо вольные пересказы библейских сюжетов.