Крымская дирекция железнодорожных перевозок


Крымская дирекция железнодорожных перевозок — дирекция Приднепровской железной дороги. Дирекция обслуживала Автономную Республику Крым и Севастополь, а до марта 2014 года также и юго-восточную часть Херсонской и юго-западную часть Запорожской области. На территории дирекции проживает примерно 2’500’000 человек.

Станция места управления — Симферополь. Другие крупные станции — Джанкой, Севастополь, Евпатория-Курорт, Феодосия и Керчь.

Впервые на крымском полуострове железная дорога появилась в 18541856 годах между Севастополем и Балаклавой, когда регион в ходе Крымской войны оказался под опекой Великобритании[1]. Железная дорога поставляла грузы из Балаклавской бухты на фронт. Однако в 1856 году, когда Великобритания согласно Парижскому миру вынуждена была отдать Севастополь россиянам, железную дорогу была разобрана англичанами, а рельсы проданы Турции.

Железнодорожное сообщение между Крымским полуостровом и материковой частью Российской империи было открыто только в 1875 году. Построена магнатом П. И. Губониным железная дорога связала Севастополь со станцией Лозовой, которая к тому времени уже была соединена с Харьковом и Москвой. В 1895 году железная дорога была проложена также в Евпаторию и Феодосию. В конце 1880-х —начале 1900-х годов рассматривался также проект строительства железной дороги от Севастополя до Ялты, однако во времена империи он не был воплощен, а в советские времена был признан опасным из-за высокой сейсмичности региона[1].

15 марта 2014 года, во время аннексии Крыма Россией, административное здание дирекции было захвачено «крымской самообороной»[2] и расположенные на полуострове участки дороги пророссийские власти региона переподчинили себе, создав позднее на их базе предприятие «Крымская железная дорога». Материковые участки вошли в состав Запорожской дирекции.

До аннексии Крыма Россией в 2014 году каждое лето пассажиропоток увеличивался в несколько раз, поскольку дирекция обеспечивала деятельность железной дороги в популярном среди туристов курортном регионе  — Крыму. После прекращения с 27 декабря 2014 пассажирского и грузового сообщения с материковой частью Украины железные дороги Крыма начали играть исключительно местное значение, хотя и сохранился грузообмен с СКЖД через Керченскую переправу.