Кугель, Александр Рафаилович


Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (1864—1928) — русский и советский театральный критик, создатель театра «Кривое зеркало». Брат Ионы Кугеля.

Родился в семье казённого раввина Рафаила Михайловича Кугеля и его жены Бальбаны Яковлевны. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1886). Публиковал театральные рецензии и фельетоны в «Петербургской газете», газетах «Русь», «День» и других; пользовался псевдонимами «Homo Novus», «Н. Негорев» и «Квидам». Часть опубликованных статей собрал в вышедшие отдельными изданиями книги «Без заглавия» (1890), «Под сенью конституции» (1907), «Театральные портреты» (1923, одна из первых советских публикаций о Надежде Плевицкой).

Будучи «старовером» в вопросах театра и считая самым существенным на сцене актерскую «смелость, яркость и силу, то есть способность экспрессии и выразительности», Кугель горячо выступил в конце прошлого века против «символизма, декадентства и фантастических сказаний в театре», которые, по его мнению, «совершенно чужды и художественным вопросам вообще, и нашим национальным в особенности». Резко отрицательно относясь к «новым течениям» в театральной жизни, Кугель является, вместе с тем, одним из самых выдержанных идейных противников московского Художественного театра.

Кугель, остроумный и язвительный критик, был последовательным сторонником актёрского театра и непримиримым борцом с «режиссёрским засильем». Он не принимал режиссуры в принципе — будь то реалистическая эстетика МХТ или поиски Мейерхольда в области формы[4].

Но это неточные тенденциозные взгляды. Кугель неоднократно высоко оценивал некоторые стороны деятельности МХТ и Мейерхольда. Но преобладание самодовлеющей театральности, всевластие режиссеров «нового театра» вызывали опасения Кугеля. По мнению критика это может привести к кризису театрального искусства. В конце 20 века эти опасения оправдались. Тем не менее, Кугель считал, что в будущем театр выйдет обновленным из драматических коллизий художественных процессов (глава «В. Э. Мейерхольд» в книге «Профили театра»).

Свои взгляды на театральное искусство Кугель предполагал систематизировать в серии книг, однако их подготовку прервали Первая мировая война и последовавший революционный период, так что Кугель успел выпустить только книгу «Утверждение театра» (1923).