Кузари


«Кузари́» (араб. كتاب الخزري‎, китáб аль-хáзари; полное название — كتاب الحجة والدليل في نصر الدين الذليل‎, китаб аль-худжжа ва-д-далиль фи наср ад-дин аз-залиль — «книга доказательства и довода в защиту униженной веры») — философское произведение на арабском языке врача, поэта, философа, раввина Иехуды ха-Леви. Почти вся книга представляет собой диалог хазарского царя с еврейским мудрецом. Книга была написана около 1140 года и уже в XII веке была переведена на древнееврейский известным переводчиком Иехудой ибн-Тибоном под названием сéфер ха-хохаха́ ве-ха-реая́ ле-хагана́т ха-дат ха-бзуя́ (ивр. ספר ההוכחה והראיה להגנת הדת הבזויה‎ — «книга доказательства и обоснования в защиту презираемой религии»), устоялось, однако, краткое название сéфер ха-кузари́ (ספר הכוזרי‎ — «хазáринова книга»).

Исторически известно, что часть хазар перешла в еврейскую веру. На основании этого Иехуда Галеви строит следующий сюжет. Царь хазар много раз видел сон, в котором ангел говорит ему: «Намерения твои угодны Богу, но действия твои Ему не угодны». Несмотря на тщательное соблюдение предписаний хазарской религии, сон повторяется. Тогда царь понял, что ему надо перейти в другую веру. Он пригласил к себе представителей разных вероучений[1]: философа, христианина и мусульманина, но не еврея, так как приниженное положение евреев слишком хорошо известно.

В экспозиции книги описаны беседы приглашённых мудрецов с царём, и все они оставили его неудовлетворённым. При этом мусульманин и христианин ссылались на исход евреев из Египта и другие чудеса, произошедшие с древними евреями. Всё это привело хазарского царя к мысли пригласить еврейского мудреца, называемого в книге «хаве́р» (талмудический термин для учёного и надёжного в соблюдении заповедей еврея).

Диалог с евреем налаживается с трудом, и не раз находится на грани срыва. Тем не менее, с течением времени царь осознаёт истинность еврейской религии. В начале второй главы кратко рассказывается как царь, вместе со своим визирем, тайно делает обрезание и переходит в иудаизм, затем открывает это немногим избранным, затем и другим. Как весь народ перешёл в еврейство, как они приобрели мудрость и усилились, как победили врагов. Диалог продолжается ещё четыре главы, раввин отвечает на вопросы нового иудея. В конце книги еврейский мудрец, разъяснив множество тонких мест в Торе и еврейской философии, просит у царя разрешение осуществить мечту и совершить восхождение в Землю Израиля. Царь милостиво разрешает.

В начале книги философ излагает аристотелевско-неоплатоническое учение, которое приводит, по его мысли, к познанию Бога, пророчеству и святости. Но просьба царя привести пример философа, достигшего уровня пророчества, оказывается непосильной. Тем самым, в первый раз возникает лейтмотив книги, что одним разумом невозможно понять Волю Божию, на что указывал и сон царя.