Курайшиты


Курайши́ты (курейшиты, араб. قريش[qʊrajʃ]) — правящий клан (племя) древней Мекки, хранители Каабы. Из них происходят пророк Мухаммед, все праведные халифы, род Омейядов и подавляющее большинство ключевых деятелей раннего ислама.

Единого мнения относительно происхождения названия курайшитов в историографии нет. По одной из версий это уменьшительная форма слова кирш (акула)[1]. Исламский учёный IX века Хишам ибн аль-Калби утверждал об отсутствии одноимённого основателя курайшитов, полагая, что название произошло от арабского слова تقرش(такарруш) означающего «собрание вместе» или «ассоциация»[2]. Курайшиты получили своё название, когда Кусай ибн Килаб, потомок Фихра ибн Малика в шестом поколении, собрал своих родственников и взял под свой контроль Каабу. До этого потомки Фихра жили разрозненными кочевыми группами среди своих родственников[3]. Большинство соплеменников курайшитов обозначались их конкретным кланом, а не племенем. Позже, особенно после XIII века, претенденты на происхождение от курайшитов использовали нисбу «Кураши»[1].

Родоначальником курайшитов был Фихр ибн Малик, полная генеалогия которого, согласно традиционным арабским источникам, была следующей: Фихр ибн Малик ибн аль-Надр ибн Кина́на ибн Хуза́йма ибн Му́дрика ибн Илья́с ибн Муда́р ибн Низа́р ибн Маа́дд ибн Адна́н[3].

При Кусае ибн Килабе (ум. в 480 г.), потомке Фихра в седьмом колене, к 440—550 годам курайшиты полностью овладели Меккой и храмом Кааба, также установили контроль над значительными районами Хиджаза. За своё богатство и влияние Кусая называли «князем курайшитов», хотя формально он был шейхом. Среди потомков Кусая наиболее известен его внук Хашим (ум. в Газе), который, как и Кусай, являлся главой Мекки, и при нём продовольственные связи Мекки расширились (зимой караван отправлялся в Йемен, а летом в Сирию).

После смерти Хашима главой племени стал его сын Шейба по прозвищу Абд аль-Мутталиб, с именем которого связана легенда о восстановлении колодца Замзам, засыпанного в древности джурхумитами.

В этот период курайшиты не препятствовали установлению идолов чужих богов в Каабе и стремились ещё больше усилить роль своего храма и своего города как религиозного центра большей части Аравии.