Курское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия от Москвы до Курска через Тулу и Орёл длиной 536 км. Проходит по городу Москве, Московской, Тульской, Орловской и Курской областям.
Участок Москва—Серпухов был открыт в ноябре 1866 года, Серпухов—Тула — в сентябре 1867, Тула—Курск — в сентябре 1868 года.
В 1938 г. была закончена электрификация участка Москва-Курская—Царицыно, в 1939 — Царицыно—Подольск, в 1947 — Подольск—Львовская, в 1953 — Львовская—Серпухов, в 1957 — Серпухов—Скуратово, в 1959 — Скуратово—Курск[1].
На учатке от Курского вокзала, откуда это направление стартует, до выезда за пределы Москвы это направление в отличие ото всех других московских направлений является наиболее таким изогнутым, извилистым, в связи с чем его продолжительность по территории города Москвы в общей сложности до МКАДа, что фактически является границей Москвы, очень довольно так и большая. От Курского вокзала до станции "Текстильщики" это направление идёт на юго-восток. От станции "Текстильщики" и до платформы "Бутово" это направление далее затем изгибается и идёт на этом участке не на юг, а на юго-запад, и лишь только от платформы "Бутово" далее в область идёт уже затем полностью на юг.
Населённые пункты и станции Курского направления Московской железной дороги (от Ржевской до Серпухова) являются местом действия романа «Происшествие в Никольском» (1972) советского и российского писателя Владимира Викторовича Орлова (1936—2014).