Царицыно (станция)


Цари́цыно — узловая железнодорожная станция Курского направления Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена к 2 классу. Объект культурного наследия народов РФ. Входит в состав линии МЦД-2 Московских центральных диаметров. Останавливаются все электропоезда, кроме экспрессов в/из Тулы.

Станция является узловой: от неё отходит Бирюлёвская соединительная ветвь на станцию Бирюлёво-Товарная Павелецкого направления Московской железной дороги — однопутная, электрифицированная. Эта ветка используется для движения пассажирских поездов дальнего следования и грузовых поездов, пригородное движение отсутствует.

Пассажирское сообщение осуществляется электропоездами постоянного тока. Имеется прямое беспересадочное сообщение на Рижское направление Московской железной дороги (до 21 ноября 2019 года — также на Смоленское направление[1][2]). Беспересадочное сообщение осуществляется: на север — до станции Нахабино, на юг — до станции Тула-1. Время движения с Курского вокзала — 28 минут.

Для пассажиров используются две боковые платформы. На обеих платформах установлены турникеты для прохода пассажиров (только для входа на платформу).

Две короткие технические платформы использовались для отстоя составов дальнего следования. Проход для пассажиров на эти платформы был закрыт. В 2018 году подъездной путь к этой платформе был разобран, и на его месте была построена новая боковая пассажирская платформа для будущих поездов МЦД-2, следующих в область в сторону Подольска. Теперь отстой некоторых поездов производится на запасных путях у станции Москва-Товарная.

Открыта в 1865 году[3]. Тогда — в 18-ти вёрстах от Москвы[4]. При расчистке места под станцию и насыпь для железнодорожного полотна было вырублено около 5 десятин векового соснового леса[5]. Соединительная ветка до Бирюлёва была построена позже, в 1900 году и служила исключительно для пассажирского движения (в том числе, и пригородного), так как товарного (грузового) сообщения между Курской и Павелецкой дорогой тогда ещё не существовало[6].