Рижское направление Московской железной дороги


Рижское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия от Рижского вокзала Москвы до станции Шаховская. Проходит через города Красногорск, Дедовск, Истра и Волоколамск. Длина линии 155 километров. Линия от станции Шаховская на запад до станции Посинь (граница с Латвией) относится к Октябрьской железной дороге. Построена как часть Московско-Виндавской железной дороги[1][2].

По линии следуют пригородные поезда, связывающие запад Московской области с Москвой и с югом области (через Алексеевскую соединительную линию по Курскому направлению).

Указ Николая II о строительстве Московско-Виндавской линии «Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» был подписан 21 мая 1897 года с третьим дополнением к уставу общества[3]. Само строительство началось весной 1898 года[4]. Строительство велось по упрощённым техническим условиям, что было связано с малым финансированием и ограниченным временем на постройку из-за проблем, возникших при выкупе земель вдоль трассы будущей дороги у частных лиц. В частности, на территории современной Московской области было построено большое количество обходов естественных препятствий Клинско-Дмитровской гряды, поэтому железная дорога отличается особой извилистостью.

Движение по железной дороге было открыто 2 июля 1901 года. Первый поезд из Москвы, от временного вокзала на станции Москва-П отправился до станции Ржев-Балтийский. Торжественное открытие Виндавского вокзала состоялось 11 сентября 1901 года, в тот же день отправился первый поезд Москва — Виндава.

Построенная железная дорога была однопутной, с разъездами. В 1901 году были открыты станции Зыково, Москва-П, Покровское-Стрешнево, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский. Все станции были построены в едином архитектурном стиле. К 1908 году были построены станции Тушино и Павшино.

После Октябрьской революции в 1919 году железная дорога была национализирована и передана в ведение НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), присоединена к Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге. После того, как Латвия обрела независимость, большая часть железной дороги теряет свою значимость. Объёмы пассажирских и грузовых перевозок в 1920—1930-х годах были очень малыми. Пригородные поезда от Рижского вокзала следовали вплоть до Волоколамска.