Левин, Курт


Курт Ца́дек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890, Могильно, провинция Позен, Пруссия  — 12 февраля 1947, Ньютонвилл, штат Массачусетс, США) — немецкий и американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в том числе на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского»[5]. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временна́я перспектива.

Курт Цадек Левин родился в Могильно (тогда Королевство Пруссия) в еврейской семье. Его отец Леопольд Левин (1852, Могильно — 1934, Берлин) занимался торговлей, мать — Реха Энгель (1866, Берлин —1943, концлагерь Собибор), чья семья происходила из Новогарда. У него были два брата и сестра. С 1905 года жил с родителями в Берлине. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (18481936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947) (издательство Tavistock Publications).

Теорию поля Курт Левин разработал в русле гештальтпсихологии. Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». Человек, писал К. Левин, живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов.

Курт Левин вводит понятие квазипотребности, подразумевающее под собой намерение, которое появляется в определённой ситуации, а также которое обусловливает деятельность человека и стремится к разрядке. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.

Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека[6]