К-19


К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ракетами, первый советский атомный ракетоносец. Из-за большого числа аварий получила прозвище «Хиросима»[1].

Закладка состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду — 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приёмный акт о завершении государственных испытаний, в этот день лодка вступила в строй. Первым командиром подводной лодки назначен Н. В. Затеев. При спуске лодки на воду бутылка шампанского не разбилась, что было отмечено как дурной знак суеверными моряками[1].

При возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от норвежского острова Ян-Майен произошла авария кормового реактора (работающего на парогенератор правого борта). В 4:15 при ходе в подводном положении и работе обоих реакторов на мощности 35 % вахтенный командир группы дистанционного управления реакторами обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в первом контуре охлаждения кормового реактора. Как выяснилось впоследствии, повреждение произошло ещё на испытаниях, когда давление в контуре было сильно превышено, что было тогда оставлено без должного внимания. Тем самым авария была запрограммирована[1]. Была сброшена аварийная защита реактора. В 4:22 ПЛ всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30—40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма-активность. Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 7:00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 8:45 после приварки героическими усилиями аварийной партией трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. В результате подачи через нештатную систему холодной воды в реактор произошло разрушение активной зоны и резко возросло гамма-излучение. В результате разгерметизации реактора и ошибочно проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. После подхода на помощь дизельных лодок командиром Затеевым было принято решение об эвакуации экипажа.

Через сутки после начала аварии, в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270, а затем и на С-159, но позже передан на подошедшие эсминцы. На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.