Лаврентьев, Андрей Николаевич


Андре́й Никола́евич Лавре́нтьев (1882 — 15 апреля 1935, Ленинград) — российский актёр и театральный режиссёр; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934).

Андрей Лаврентьев в 1902 году поступил в школу при Московском Художественном театре, где его учителями были В. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский. В 1906 году стал актёром Художественного театра[1].

В 1910 году Лаврентьев перешёл в Александринский театр, где в 1913-м дебютировал как режиссёр спектаклем «Цена жизни» по пьесе Вл. Немировича-Данченко; в 1917 году работал с Вс. Мейерхольдом над «Свадьбой Кречинского» А. Сухово-Кобылина[2]. В 1918 году создал в Петрограде Театр художественной драмы[3]. Лаврентьев, ставивший до революции в основном современные пьесы, теперь отдавал предпочтение староиспанской комедии; с театром сотрудничали в качестве сценографов представители «Мира искусства» — Мстислав Добужинский и Владимир Щуко; но существовал он недолго: в том же году Лаврентьев принял участие в организации другого театра — Большого драматического, в который и влилась труппа Театра художественной драмы[3].

В январе 1919 года Андрей Лаврентьев был назначен главным режиссёром БДТ; его спектаклем «Дон Карлос» по пьесе Фридриха Шиллера 15 февраля открылся новый театр[4].

В период, когда советской драматургии ещё не было, театр отдавал предпочтение зарубежной классике; среди поставленных Лаврентьевым в этот период спектаклей — «Отелло» и «Король Лир» У. Шекспира.

В начале 1921 года Лаврентьев покинул театр, но вновь возглавил его в 1923 году. В этот период Лаврентьев обращался преимущественно к современной драматургии, как отечественной, так и зарубежной, ставил пьесы Алексея Толстого, Дмитрия Фурманова, Бориса Лавренёва, Юджина О’Нила. При нём в Большой драматический пришли новые режиссёры — Павел Вейсбрём и Константин Тверской, через несколько лет ставший его преемником, и будущие корифеи БДТ: Александр Лариков, Валентина Кибардина, Ольга Казико.