Лавришевское Евангелие


Лавришевское Евангелие (белор. Лаўрышаўскае Евангелле) — рукописное иллюминированное напрестольное Евангелие-апракос, созданное в волынском скриптории в начале XIV века[1][2] для Лавришевского монастыря (современный Новогрудский район Гродненской области, Республика Беларусь).

Первая вкладная грамота в Евангелие датируется 1329 годом, что иногда даёт основания для датировки самого Евангелия[3]. Некоторые исследователи[1] связывают создание книги с образованием в начале XIV века Литовской митрополии (с центром в Новогородке) и с деятельностью князя новогородского Михаила-Кориата Гедиминовича (в первой вкладной грамоте в Евангелие упоминается основание князем церкви, но месторасположение храма не указано).

Лавришевское Евангелие представляет собой тип так называемого полного апракоса (лекционара), то есть содержит богослужебные евангельские чтения на каждый день года, кроме шести недель Великого поста, для которых приводятся только субботние и воскресные тексты. Книга состоит из двух частей. Первая содержит чтения в порядке литургического года — от Пасхи до Великой субботы — и занимает страницы 3 — 320 рукописи. Вторая часть значительно меньше (занимает страницы 320—366). Здесь находятся чтения (или указания на соответствующие места в первой части) по дням календарного сентябрьского года — от 1 сентября до 29 августа (листы с текстами на 30 и 31 августа не сохранились).

В приписке к Лавришевскому Евангелию находится одно из ранних русских гимнографических сочинений — «Канон и плач Богородицы» (середина XIV века)[4].

Художественное оформление Лавришевского Евангелия производит сложное впечатление и в некоторых своих тенденциях противостоит книжному искусству XI—XII веков. Рукопись богато иллюстрирована 18 миниатюрами. Кроме традиционных миниатюр с четырьмя евангелистами в ней находится ещё 14 миниатюр (12 на сюжет евангельской истории, изображения праведного Иова и архангела Михаила)[5].

В центре оклада на серебряной пластине изображение святого с копьем и щитом. Некоторые исследователи считают, что это основатель монастыря новогрудский князь Войшелк, другие — Димитрий Солунский[6].