Ладья против лёгкой фигуры — эндшпиль, в котором у одного шахматиста из фигур остаётся одна ладья, а у его соперника — слон, либо конь.
Элементарное окончание, в котором реализовать перевес ладьи над слоном или конём при правильной защите невозможно. Угроза оттеснения короля на край доски не опасна; однако коня не следует слишком удалять от короля. А в случае со слоном рекомендуется отступать королём в угол, противоположный цвету слона с тем, чтобы иметь возможность защиты слоном от шаха ладьёй.
Чёрные сохраняют равновесие, держа слона на диагонали а2—g8, чтобы после шаха ладьёй на а8 ответить 1… Cg8; последующие ходы белых Kpg6 или Л ~ 8 ведут к пату.
При равном числе пешек, расположенных на разных флангах, преимущество ладьи обычно оказывается решающим. При пешках на одном фланге шансы на ничью возрастают: иногда у слабейшей стороны появляются возможности построить крепость (см. Позиционная ничья). Две пешки на стороне лёгкой фигуры, как правило, вполне достаточная компенсация за ладью.
При наличии проходных пешек у обеих сторон шансы стороны, имеющей ладью, повышаются, так как ладья более мобильна и лучше слона и тем более коня справляется с проходными пешками. Тем не менее при далеко продвинутых пешках финал может быть непредсказуемым.
Решение
1. a6 Лa1! (1... Лf8 2. Крg6 Лa8 3. a7! безнадёжно для чёрных; теперь же нельзя 2. d7 Лd1=)
2. Сg1+!! Л:g1
3. Крh8!! (необходимо покинуть опасную 7-ю горизонталь) Лd1
4. a7, далее просто: Лh1+ 5. Крg8 Лg1+ 6. Крf8 Лf1+ 7. Крe8, и чёрным пора сдаваться.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |