Ламенне, Фелисите Робер де


Фелисите Робер де Ламенне[5] (фр. Hugues-Félicité Robert de Lamennais)19 июня 1782 — 27 февраля 1854) — французский философ и публицист, аббат, один из основоположников христианского социализма[6].

Происходя из состоятельной дворянской семьи в Бретани и будучи воспитан в духе религиозного фанатизма, Ламенне в ранней молодости, под влиянием сочинений Руссо, обнаружил некоторое свободомыслие в религиозных вопросах; но этот период сомнений продолжался недолго, и он принял священство. Первое его сочинение: «Размышления о состоянии церкви во Франции» (фр. Réflexions sur l'état de l'église en France) (1808), изданное анонимно и конфискованное администрацией, представляло собой резкое обличение философии XVIII века и недостаточного рвения католического духовенства. В 1814. г., в сотрудничестве с братом, он издал «Предание французской церкви об учреждении епископов» (фр. Tradition de l'église de France sur l’institution des éveques); своим ультра-клерикальным направлением оно так раздражило правительство Ста дней, что, приняв на себя одного авторство, Ламенне на время удалился в Англию. В своем «Очерк безразличия в вопросах религии» (фр. Essai sur l’indifférence en matière de religion) Ламенне, вооружаясь против равнодушия в вопросах веры, ищет новых доказательств истинности католичества и находит их во всеобщем признании.

Критерий истины, по мнению Ламенне, лежит не в индивидуальном уме, как полагает философия, а в убеждении народов. Истинная религия — католицизм, потому что на его стороне большая часть человечества. Авторитет церкви, опирающейся на традицию и на народную веру, так велик, что ему должно внимать государство. Государства не может быть без религии, религии — без церкви, церкви — без папы; на этом Ламенне строит суверенитет папы, как в религиозных, так и в светских делах. Его политический идеал — христианская монархия. Те же мысли, но в применении к Франции, развивались им во многих журнальных статьях и в сочинениях: «Религия, рассматриваемая в ее отношениях с политическим и гражданским порядком» (фр. La religion considérée dans ses rapports avec l’ordre politique et civil) (1826) и «Прогресс революции и войны с церковью» (фр. Les Progrès de la Révolution et de la guerre contre l'église) (1829). В первом Ламенне критикует декларацию 1682 г. и так назыв. «галликанские вольности». Резкость, с которой им осуждалось правительство за его якобы «атеизм» и «либерализм», навлекла на автора судебные преследования.