Монархия


Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία «единовластие» < μόνος «одиночный, единый» + ἀρχή «власть, господство») — форма правления, при которой главой государства является монарх, носящий соответствующий титул (король, царь, князь, император, султан, эмир, фараон и т. д.). Монарх обладает пожизненным сроком полномочий, при этом его права могут быть ограничены законом, конституцией или парламентом. В зависимости от случая, власть монархов варьирует от абсолютной до сугубо-формальной. Как правило, должность главы государства при монархии передаётся по наследству. В современном мире чаще всего встречается парламентская монархия, при которой власть монарха является формальной, в то время как на деле государством управляет парламент.

Часто государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют вышеперечисленным признакам. Более того, в некоторых случаях трудно точно провести грань между монархией и республикой. В Риме, например, существовала выборная монархия во время периода принципата. Речь Посполитая, будучи монархией, всё равно сохраняла свои республиканские институты. Европейский император, изначально, — республиканская чрезвычайная магистратура, а само название «Речь Посполитая» дословно переводится как «республика». Также существуют диктатуры с наследственной передачей власти, что характерно для квазимонархии.

Монархия с точки зрения монархизма — это принцип верховной власти, основывающийся на исполнении монархом воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть даётся человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества)[2]. Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного правления, в то время как республика нередко — «выдумкой дьявола». «Как небо, бесспорно, лучше земли, и небесное лучше земного, то так же бесспорно лучшим на земле должно быть признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было боговидцу Моисею: „виждь, да сотвориши вся по образу показанному тебе на горе“ (Исх. 25:40), то есть на высоте боговидения. Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле царя; по образу Своего небесного Вседержительства устроил на земле царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле царя наследственного» (св. Филарет Московский)[3].

Платон учит, что после «идеального государства» ограниченная монархия (царская власть) является лучшей из шести «неправильных» форм правления[4], а абсолютная монархия является тиранией — худшей из возможных форм правления.