Лантери, Эдуард


Эдуáрд (Эдвард) Лантéри (фр. Édouard Lantéri; 31 октября 1848, Осер, Франция — 22 декабря 1917, Лондон, Англия) — английский скульптор и выдающийся художник-педагог французского происхождения.

Учился рисунку и живописи в Малой школе рисунка (фр. Petite École de Dessin) в Париже (1863—1865), затем три года посещал классы в Школе изящных искусств. Его учителями были Жан-Батист Клод Эжен Гийом, Пьер-Жюль Кавелье и Франциск Жозеф Дюре.

Во время франко-прусской войны (1870—1871) Лантери работал помощником мастера-краснодеревщика. В 1872 году, в возрасте 24 лет, по рекомендации коллеги-скульптора Жюля Далу, он переехал в Лондон, работал помощником в студии Джозефа Эдгара Бема. В 1880—1917 годах Лантери преподавал в Национальной школе искусств (позднее переименованной в Королевский колледж искусств) в Южном Кенсингтоне, где в 1901 году он стал первым профессором скульптуры и модельного дела.

Лантери сумел создать своеобразный романтичный стиль, не порывая с натуралистическими традициями английского искусства викторианской эпохи. Французские романтики и импрессионисты считали его своим. Лантери работал главным образом в лепке из мягких материалов, добиваясь особенной «текучести формы». Он делал портретные бюсты, статуэтки из бисквита (неглазурованного фарфора), скульптуры из бронзы и медали. Работал для Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Эдуард Лантери был превосходным педагогом. Свои наблюдения и размышления он объединил в трёхтомное издание «Моделирование; Руководство для учителей и студентов» (Modelling; A Guide for Teachers and Students,1911), переизданное в Англии в 1986 году под названиями: «Моделирование и лепка фигуры человека» (Modelling and Sculpting the Human Figure), «Моделирование и лепка животных» (Modelling and Sculpting Animals). Английское слово «моделирование» означает одновременно лепку и формование (снятие форм с лепной модели для последующей отливки в гипсе, фарфоре или бронзе), что отличается от российской терминологии. Э. Лантери был мастером и лепки и формования (последнее обычно выполняется мастерами-ремесленниками). Во Введении к первому изданию Лантери писал: «Искусство по своей сущности индивидуально, именно индивидуальность и делает художника. Поэтому цель, к которой должен стремиться каждый преподаватель, обучающий изящным искусствам, — это развитие художественной способности каждого ученика».

Книги Лантери до настоящего времени используются в качестве учебных пособий в западноевропейских учебных заведениях. Они оказали существенное влияние на творчество многих выдающихся мастеров. Так, Огюст Роден, формально не учившийся у Лантери, называл его «дорогим учителем» и «дорогим другом». Именно Роден написал предисловие к первому изданию работы Лантери[4][5].