Лачплесис


«Ла́чплесис» (латыш. Lāčplēsis, в переводе — разрывающий медведя) — латышский героический эпос, созданный Андреем Пумпурсом на основе народных преданий и опубликованный, после 15-летней работы, в 1888 году. Образ главного героя эпоса, Лачплесиса, олицетворяет величие народа, его героизм. Символизирует отвагу человека, борющегося с захватчиками.

Эпос опубликован в июне, во время III Латышского праздника песни[1]. На латышском языке он затем издавался десятки раз и в Латвии, и в эмиграции. В советской Латвии появилась адаптация для детей[1]. Важная роль в подготовке изданий принадлежит художникам-иллюстраторам Эдуарду Бренцену, Эмилю Мелдеру, Волдемару Валдманису, Зигурду Зусе, Гунару Кроллису[1].

Создание эпоса связано с интересом к национальным эпосам, особенно актуальным в Европе в XIX веке в контексте романтического национализма. Существование эпоса в тот период считалось одним из доказательств существования нации, а его создание являлось вкладом в укрепление национального самосознания. Сочинение Пумпурса хронологически следовало за созданием финского эпоса «Калевала» (1835; 1849) и эстонского «Калевипоэг» (1857—1861), однако автор принял во внимание и другие — например, греческие и римские традиции сюжета и образов. Интерес к латышскому и другому народному фольклору побудили автора поставить в центр повествования сказочного богатыря. События эпоса основаны на мотивах латышских сказаний и сказок, а также актуализацией событий XIII в, изложенных в Хронике Генриха Латвийского и историческом сказании Гарлиба Меркеля «Ванем Иманта» (Wannem Ymanta, 1802)[1].

Фабула истории Лачплесиса едина в ряде произведений, хотя сюжеты «национального эпоса» Пумпура, драмы Райниса «Огонь и ночь» (1905), драмы Андриевса Ниедры «Кангарс», прозаического произведения Апсесделса «Мечта Лачплесиса» (1918) несколько разнятся; латышский сюжет лёг в основу рассказа Проспера Мериме «Локис». В народных сказках главного героя называют «Лачаусис» (медвежеухий), это вскормленный медведицей или рождённый от человека и медведицы силач в шапке с медвежьими ушами, в которой и заключается его сила. У Ниедры Лачплесис представлен как дурачок, у Апсесделса он встречается с Заратуштрой, призывающего того бороться не с врагами, а с собственными слабостями[2].

Эпос Андрея Пумпурcа содержит множество отсылок на повествования о Чёртовой яме, предание о Стабурагсе, эстонские, финские, англо-саксонские, кельтские мифологические тексты; описание Яновой ночи заимствовано из сказании Гарлиба Меркеля «Ванем Иманта». Но для него характерна яркая дидактика, контрастность образов и поступков персонажей, однозначность характеров и мотивировок.