Левин, Дойвбер


Дойвбер Ле́вин (в быту Борис Михайлович, имя и отчество при рождении и по паспорту — Бер Ми́хелевич Ле́вин[1][2]; 11 [24] октября 1904 года, Ляды, Могилёвская губерния, Российская империя — 17 декабря 1941, Погостье, Ленинградская область) — русский советский писатель и сценарист, участник объединения ОБЭРИУ.

Родился в хасидской семье (его родное местечко было центром движения Хабад), в детстве знал только идиш. Его отец, оршанский мещанин бабиновичского общества Михель Залманович Левин служил приказчиком в торговом доме Лейкиных; мать Сима Екуселевна была домохозяйкой. Самоучкой овладел русским языком в начале 1920-х, когда приехал в Петроград на учёбу. В 1921 году поступил в Петроградский университет, в 1924 году перешёл на театральное отделение Института истории искусств, где учился до 1928 года (ушёл с четвёртого курса).

С 1926 по 1928 год участник литературной группы «Обэриу» («обэриуты»), в которую входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий. Левин был единственным «чистым» прозаиком среди обэриутов. Его книга, написанная в духе обэриутов — «Похождения Феокрита» — не сохранилась. Участвовал в постановке пьесы Хармса «Елизавета Бам».

По словам Игоря Бахтерева, познакомился с Хармсом на одном из вечеров у Поля Марселя (шурина Хармса) и был одним из самых близких его друзей. По свидетельству И. В. Бахтерева, рассказы Левина оказали влияние на прозу и драматургию Хармса[3].

В воспоминаниях Л. Пантелеева Левин называется учеником Хармса. Маршак, обыгрывая значение имени Дойвбер — медведь, называл Левина «гималайским медведем»[4].

В 1930 году Левин начал публиковать книги для детей и юношества («Полёт герр Думкопфа»). В 1931 году вышла книга «Десять вагонов» о ленинградском еврейском детском доме при школе, которой руководил музыкант, педагог и фольклорист Зиновий Аронович Кисельгоф[5], построенная как цикл рассказов — воспоминаний детей о жизни в местечках черты оседлости, об ужасах гражданской войны и погромов. В повестях Левина на еврейские темы — «Улица сапожников», 1932 (о пути в революцию сына ремесленника), «Вольные штаты Славичи», 1932 (о 33-часовом периоде власти банды анархистов в еврейском местечке), «Лихово» (о жизни местечковых бедняков-ремесленников), особенно в двух последних, преобладает плотный бытовой колорит.