Леви бен-Сиси


В вавилонском Талмуде он часто упоминается без титула «рабби», вероятно, чтобы отличить его от агадиста рабби Леви[англ.].

Ученик рабби Иехуды I и школьный товарищ его сына, рабби Симона[англ.][2]. Иехуда I отзывался о нём как о "равном себе"; он отличался остроумием и богатой эрудицией. Мидраш говорит о Леви как о хорошем проповеднике и библейском экзегете[3]. Однако, умирая, Иехуда I назначил главой академии после себя не Леви, а pабби Ханину[англ.], стоящего ниже его в познаниях, вероятно потому, что у Леви был строптивый характер[4][1].

Леви обиделся и поехал в Вавилонию; по-видимому, он поселился в Нагардее. Раву сообщили, что «великий человек» приехал в Нагардею[5]. В Вавилонии Леви часто вёл галахические споры с Самуилом, и всегда его мнение принималось к руководству[1].

По мнению Франкеля[7] и Вейса (Dor, II, 191—192), Леви, подобно другим ученикам р. Иуды I, как, например, Бар Каппара, составил отдельную Мишну, и хотя Мишна их учителя служила им базисом, они внесли в её текст много изменений, несмотря на то, что р. Иуда I был крайне этим недоволен[8]. Сборник Леви состоял из шести отделов по образцу Мишны. Этот сборник не упоминается в перечне мишнаитских сборников[9]; о нём также не знают палестинские учёные, кроме рабби Иоханана[10]. Зато в вавилонском Талмуде он часто упоминается[11][1].