Ледвинка, Ганс


Ганс Ледвинка (нем. Hans Ledwinka; 14 февраля 1878[1], Клостернойбург, Нижняя Австрия — 2 марта 1967 или 3 марта 1967[1], Мюнхен) — австрийский инженер, доктор технических наук.

Создатель одного из первых в мире автомобилей с аэродинамическим кузовом, конструкции хребтовой рамы и подвески с качающимися полуосями. Его вклад в развитие автомобилестроения приравнивается к вкладу Фердинанда Порше[кем?][когда?].

Ледвинка родился в Клостернойбурге (Нижняя Австрия), недалеко от Вены, входившей в то время в состав Австро-Венгерской империи.

Начал свою карьеру простым механиком, позже учился в Вене. В молодости работал в компании «Нессельдорфер-Вагенбау» (Nesselsdorfer-Wagenbau) в Нессельдорфе, которая позже стала известна как Tatra в Моравии. На заре своей карьеры работал над изготовлением железнодорожных вагонов, затем участвовал в производстве первых автомобилей фирмы. Спроектировал 5,3-литровый, шестицилиндровый двигатель типа U. В разгар Первой мировой войны в мае 1916 года Ледвинка принял должность директора в Штайре, первоначально работал дома и переехал туда жить в 1917 году.[2]

Ледвинка вернулся в компанию Tatra (первоначально «Нессельдорфер-Вагенбау» (Nesselsdorfer-Wagenbau)) в Нессельдорфе, затем в Чехословакию, и в 1921—1937 гг. был главным инженером-конструктором. Изобрел безрамное центральное трубчатое шасси (т.н. хребтовая рама) с качающимися осями, полностью независимой подвеской и оппозитным двигателем воздушного охлаждения сзади. Ещё одним крупным вкладом Ледвинка в дизайн автомобилей стала разработка обтекаемого кузова, первые автомобили Tatra с такими кузовами были выпущены при его участии. Вместе со своим сыном Эрихом, работавшим тогда на посту главного конструктора Tatra, и немецким инженером Эрихом Юблакером, разработали обтекаемые Tatra модели T77, T77a, T87 и T97. Все эти автомобили имели расположенные сзади двигатели воздушного охлаждения.