Ледяная дева (балет)


Ледяная дева — балет, поставленный Фёдором Лопуховым, главным балетмейстером ленинградского Государственного театра оперы и балета в 1927 году на музыку Эдварда Грига в обработке Б. Асафьева и А. Гаука.

В 1920-х годах балетное искусство переживало трудный период поиска новых форм выразительности. Кризисные тенденции в развитии этого вида искусства, достигшего в симфонических балетах поставленных М. Петипа вершин жанра, наметились ещё в начале XX века, что проявилось в творческих поисках М. Фокина и А. Горского. В этих поисках существенную роль играли публика, критика и руководство Императорских театров. Ситуация значительно осложнилась после Октябрьской революции: она была политизирована, раздавались требования полной ликвидации этого вида искусства, как аристократического. Театральная критика приняла острые формы. Проблема поиска новых форм и содержания стала вопросом выживания. Фёдор Лопухов делал разнообразные попытки найти новый путь развития, которые часто отвергались публикой и критикой, как это было со спектаклями «Величие мироздания» и «Красный вихрь». В спектакле «Ледяная дева» балетмейстер возвращается к традиционному для старого балета сказочному сюжету, классической музыке, существенно обновив хореографию и углубив содержание.

Как вспоминал Б. Асафьев, идея создания балета была высказана художником Александром Головиным. В 1917 году балетмейстером Борисом Романовым, сценаристами Петром Потёмкиным и Анатолием Шайкевичем был создан сценарий и подобрана музыка из произведений Грига, которая была обработана Асафьевым. Романов в 1920 году эмигрировал и постановка балета была завершена П. Н. Петровым под названием «Сольвейг», декорации к нему были созданы Головиным. Премьера состоялась 24 сентября 1922 года, дирижировал Владимир Дранишников. Роли исполняли: Сольвейг, ледяная дева — Э. И. Вилль, Ганс — М. А. Дудко, Озе, лесная дева, повелительница гор — О. М. Яковлева, Птица — Г. И. Большакова.

В 1927 году Игорем Стравинским была написана музыка для балета «Поцелуй феи», в котором использовались аналогичные мотивы сказок Андерсена.

К спектаклю 1927 года Лопухов создал новый сценарий, в котором также, как и Стравинский, использовал сказки Андесена, музыка Грига была перемонтирована дирижёрами театра Б. Асафьевым и А. Гауком, без изменения остались декорации 1922 года. В премьерной постановке роли исполняли:

Спектакль имел успех у зрителей, которые стремились к красивому зрелищу. Сказочный сюжет на народной крестьянской почве не вызывал протеста со стороны ориентированной на «классовый подход» критики. Был сделан определённый шаг в развитии драматургического содержания балета. Спектакль занял своё место в репертуаре советских балетных коллективов.