Фокин, Михаил Михайлович


Михаи́л Миха́йлович (Мишель) Фо́кин (11 [23] апреля 1880 или 23 апреля [5 мая] 1880, Санкт-Петербург[2][3][…] — 22 августа 1942[1], Нью-Йорк, Нью-Йорк[2][3][4]) — русский, позднее американский артист балета и хореограф. Основоположник классического романтического балета XX века. Много работал с Анной Павловой и Сергеем Дягилевым.

Родился в купеческой семье. Его мать, Екатерина Андреевна, очень любила театр и сама в своё время мечтала о сцене, но сценическая жизнь у неё не сложилась, и всю свою страсть и любовь к театральному искусству она передала своим детям. Миша рос красивым, стройным и грациозным мальчиком, и вся семья считала, что балетная сцена будет лучшей участью для маленького Миши. Но глава семейства, купец Фокин, считал это занятие недостойным мужчины и запретил сыну заниматься танцем. В 1889 году мать Михаила втайне от главы семейства отвела сына на вступительные экзамены в Императорское театральное училище, куда его и зачислили. Отцу пришлось смириться.

Первое появление Фокина на профессиональной сцене состоялось в 1890 году в балете «Спящая красавица», в 1892 году он был среди участников премьеры «Щелкунчика».

Обучался у Павла Гердта, Платона Карсавина, Николая Легата. В училище большое внимание уделялось профессиональной подготовке и большую часть времени посвящали репетициям, остальные предметы считались второстепенными. Михаил Михайлович с первых лет делал успехи в обучении, что, в свою очередь, не мешало ему интересоваться рисованием и музыкой, освоив балалайку, скрипку, мандолину, домру и фортепиано. В музее Ленинградского хореографического училища сохранилось несколько живописных работ Фокина, выполненных в реалистической манере. Он принимал участие и в различных музыкальных кружках, в частности, играл на мандолине в неаполитанском оркестре Джинислао Париса[источник не указан 1028 дней] и на домре в знаменитом в своё время Русском оркестре В. В. Андреева[5].

В 1898 году, по окончании училища, был принят в балетную труппу Мариинского театра[6]. Заняв положение солиста, он исполнял сольные партии в таких балетах Петипа, как «Спящая красавица», «Пахита», «Корсар» — однако, всё нараставшая неудовлетворённость в классическом танце заставляла его подумывать об уходе с театральной сцены ради рисования и музыки. Переломным оказался 1902 год, когда ему предложили стать учителем в женском балетном классе родного Театрального училища, где он смог начать реализовывать свои идеи. Это обстоятельство вернуло танцовщику желание продолжать балетную деятельность.