Потёмкин, Пётр Петрович


Пётр Петрович Потёмкин (20 апреля (2 мая1886 года, Орёл — 21 октября 1926, Париж) — русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, шахматист.

Из дворян. Отец, Пётр Денисович, был преподавателем гимназии, затем служащим Риго-Орловской железной дороги.

Учился в гимназиях в Риге, Томске, Санкт-Петербурге. В 1904 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1909 году перешёл на историко-филологический факультет, но в 1910 году отчислен «как не внёсший плату за учение». Затем занимался литературной деятельностью, сотрудничал в различных газетах и журналах. После революции жил в Москве.

С 1920 года — в эмиграции в Кишинёве (Румыния, 1920—1924), потом в Берлине, Праге и Париже. В марте 1923 года вступил в масонскую ложу «Астрея». В 1926 году сыграл эпизодическую роль в фильме А. Волкова «Казанова». 19 октября заболел гриппом и через два дня скончался после сильного сердечного приступа. Похоронен на кладбище Пантен, впоследствии прах был перенесён на кладбище Пер-Лашез.

В 1911 году женился на актрисе Евгении Александровне Хованской (1887—1977), которой посвятил много стихов. В ноябре 1920 года из страны эмигрировал уже со второй женой Любовью Дмитриевной (? — 10 июня 1950, Буэнос-Айрес[1]) и маленькой дочерью Ириной[2].

Ещё студентом дебютировал «Диалогом Хилкова с Грибоедовым» в 1905 году во втором номере сатирического журнала «Сигнал», издававшемся К. И. Чуковским. Под псевдонимами «Пикуб», «Андрей Леонидов» в журнале «Сигналы» помещает сатирические стихи на злободневные темы. После запрещения журнала «Сигналы» в 1906 году печатал сатирические стихи и пародии в сатирических сборниках «Рапира», «Маски», «Комета», «Ночь», «Ёж», «Водолаз» и других. В декабре 1906 года получил приз журнала «Золотое руно» за лучшее стихотворение о дьяволе (Дьявол // Золотое руно. 1907. № 1). В эти годы Потёмкин посещал литературный кружок при университете, литературные вечера у Ф. К. Сологуба, знакомился с известными писателями и деятелями искусства, близкими к «Миру искусства» (М. А. Кузминым, В. Ф. Нувелем, К. А. Сомовым, А. Н. Бенуа и другими). Отчёты об обсуждениях его стихов, часто имевших скандальный характер, печатались в газетах, благодаря чему имя Потёмкина приобретало известность.