Ленинград (лидер эскадренных миноносцев)


«Ленинград» — лидер эскадренных миноносцев проекта 1, построенный для Военно-Морского Флота СССР. Принимал участие в боях в составе Балтийского флота во время советско-финской войны и Великой Отечественной войны.

Корабль был заложен 5 ноября 1932 года на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова (завод №190). Получил заводской номер С-450. Спущен на воду 18 ноября 1933 года. Судно долгое время достраивалось на плаву, так как оно представляло собой лишь корпус, в котором только в 1935 году погрузили и смонтировали главную энергетическую установку, отдельные системы и вспомогательные механизмы. Вооружение, системы управления артиллерийской и торпедной стрельбой для лидера ещё только разрабатывались или проходили испытания.

Осенью 1936 года был завершён монтаж вооружения, оборудования и систем. В период с сентября 1934 по август 1935 года проходили швартовые испытания,в сентябре 1935 — октябре 1936 года — заводские ходовые испытания. В октябре 1936 года корабль предъявили Постоянной государственной комиссии по приёму построенных и капитально отремонтированных кораблей. На приёмо-сдаточных испытаниях 5 ноября 1936 года «Ленинград» при водоизмещении 2225 т и мощности 67 250 л.с. на мерной линии ГогландРодшер (длиной 9,65 мили) достиг рекордной по тем временам скорости — 43 уз. Это значение на 3 уз превышало спецификационное, что давало возможность даже уйти от прямой торпедной атаки. После официальной сдачи лидера флоту 5 декабря 1936 года — корабль до июля 1938 года простоял у достроечной стенки завода № 190 — по гарантийным обязательствам устранялось значительное количество дефектов, обнаруженных при первых выходах в море.

Служба лидера «Ленинград» началась в июле 1938 года, когда он отошёл от достроечной стенки завода № 190. Уже в июле 1939 года корабль принимал участие в учениях — в составе эскадры выходил из Кронштадта до траверза острова Готланд, где отрабатывались задачи по совместному плаванию.

К началу Второй мировой войны «Ленинград» был включён в состав Отряда лёгких сил (ОЛС) КБФ. С 24 по 26 сентября 1939 года лидер вместе с эсминцем «Стремительный» производил поиск польских подводных лодок у побережья Эстонии, а также в западной части Рижского залива. 24 сентября при осмотре эстонской бухты Ерулахт корабль произвёл три безрезультатных залпа из двух орудий с дистанции 60 кб под предлогом обстрела секретной базы польских подводных лодок. После заключения 5 октября 1939 года договора о взаимопомощи между СССР и Латвией 1-й дивизион эсминцев во главе с лидером «Ленинград» базировался в наиболее оборудованном порту — Лиепае.