Лермит, Тристан


Франсуа Лермит (сеньор Солье, по прозванию Тристан Отшельник (фр. François L'Hermite, sieur du Soliers dit Tristan L'Hermite); март 1601, замок Солье — 7 сентября 1655, Париж) — французский придворный поэт, драматург и романист.

Л’Эрмит был сыном разорившегося в годы религиозных войн аристократа Пьера Л’Эрмита (среди его предков был участник первого из крестовых походов) и Элизабет Мирон. Молодость Л’Эрмита была бурной: состоял пажом при незаконнорожденном сыне Генриха IV Генрихе Бурбоне, маркизе де Вернёй; с юных лет проявлял интерес к итальянской литературе, а также к роману Оноре д’Юрфе «Астрея». В 1614 году после участия в дуэли был вынужден бежать в Англию, откуда перебрался в Шотландию, а затем в Норвегию; под чужим именем пытался проехать через Францию в Испанию, однако по пути заболел и несколько месяцев прожил в Пуату. Здесь его узнали, но вскоре Л’Эрмит был помилован.

С 1621 года поддерживал дружеские отношения с известными поэтами Теофилем де Вио, Никола Фаре, Сент-Аманом и Александром Арди. Примерно в это же время Франсуа Л’Эрмит начинает именовать себя Тристаном (по мнению исследователя С. Беррегар, здесь возможно сочетание двух аллюзий: Тристан и TristiaСкорбные элегии» Овидия). С 1622 года некоторое время находился на военной службе при дворе Гастона Орлеанского, участвовал в осаде Ла-Рошели, где был ранен. Обстоятельства бурной жизни Л’Эрмита отражены в его автобиографическом романе «Опальный паж» (Le Page disgracié, 1643).

С 1649 года — член Французской Академии. Тристан Лермит умер 7 сентября 1655 года, вероятно, от туберкулёза. Был похоронен на следующий день.

По мнению современных литературоведов, в творчестве Л’Эрмита «присутствует романтическое начало»[6]. Он начал сочинять стихи в 1620-х годах; среди его ранних сочинений написанная под влиянием Франсуа Малерба поэма «Море» ((«La Mer», 1628). Его первый, выдержанный в духе галантной поэзии сборник «Жалобы Аканта» (Les Plaintes d’Acante, 1633) снискал успех у публики. Поэзия Л’Эрмита многим обязана влиянию итальянских образцов (в первую очередь — Торквато Тассо и Джамбаттиста Марино): «Морская эклога» (Églogue maritime, 1634), «Любови Тристана» (Les Amours de Tristan, 1638), «Лира» (La Lyre, 1641), «Героические стихи» (Vers héroïques, 1648). Меланхолическое восприятие мира, повышенный интерес к траурным мотивам сочетается в его творчестве с глубоким переживанием природы. Смелые метафоры Тристана связывают его с поэтикой барокко.