Летающее крыло


«Лета́ющее крыло́» — разновидность аэродинамической схемы планера самолёта типа «бесхвостка» с редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку. Планер такого типа пригоден только для использования на дозвуковых скоростях, поскольку при сверхзвуковых скоростях становится практически неуправляемым по рысканию.

Преимуществом схемы «летающее крыло» является то, что подъёмную силу создаёт вся поверхность самолёта, а не лишь её часть, как это происходит в классической компоновке. Отсутствие необходимости поднимать в воздух фюзеляж и большие плоскости управления значительно снижает удельную массу планера и даёт возможность существенно увеличить массу полезной нагрузки. Также форма самолёта очень легко оптимизируется для уменьшения эффективной площади рассеяния и радиолокационной заметности самолёта, что крайне важно для военных самолётов.

Недостатки схемы являются продолжением её достоинств — небольшое удаление плоскостей управления от центра масс обусловливает их низкую эффективность, что делает самолёт очень неустойчивым — рыскливым — в полёте. Невозможность решить эту проблему до внедрения электродистанционных систем управления, автоматически поддерживающих прямолинейный полёт, привела к тому, что самолёты такой схемы до сих пор не получили массового распространения.

В СССР с 1922 года Борис Черановский занимался конструированием и постройкой планёров и лёгких самолётов типа «летающее крыло» (планёры БИЧ).

В 1930—1940 годах авиаконструктором Никитиным разрабатывался лёгкий торпедоносец-планёр специального назначения ПСН-1 и ПСН-2 типа «летающее крыло» в двух вариантах: пилотируемый тренировочно-пристрелочный и беспилотный с полной автоматикой.

В нацистской Германии до Второй мировой войны и во время её со схемой «летающее крыло» работали братья Хортен. Ими были спроектированы и построены несколько экспериментальных планеров и самолётов разного назначения. В частности, по программе «1000*1000*1000» (доставка 1000 килограммов бомб на 1000 километров со скоростью 1000 км/ч) с 1943 года разрабатывался и проходил опытную эксплуатацию первый в мире крупный самолёт схемы «летающее крыло» — истребитель-бомбардировщик Horten Ho 229 с реактивными двигателями[1].