Электродистанционная система управления


Электродистанционная система управления (ЭДСУ, англ. Fly-by-Wire) — система управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от органов управления в кабине экипажа (например, от ручки управления самолётом, педалей руля направления) к исполнительным приводам аэродинамических поверхностей (рулей и взлётно-посадочной механизации крыла) в виде электрических сигналов.

Под механическим резервом понимают возможность перехода на управление посредством механической проводки в случае отказа ЭДСУ. (Например, на самолётах компании Boeing). В самолётах Airbus (кроме A-350) механически резервируется только управление рулём направления и переставным стабилизатором, чего, при соответствующей подготовке экипажа, достаточно для завершения полёта. По состоянию на 2022 год ни на одном из более чем 10 тысяч самолётов Airbus за всю историю их эксплуатации механическое резервирование не потребовалось.

Примером ЭДСУ с полной ответственностью является ЭДСУ самолётов Як-130, Сухой Суперджет-100 и Airbus A350, ЭДСУ с механическим резервом — на самолётах Ту-160, Ту-204, Ан-148, Boeing 777.

Исторически появление ЭДСУ было связано с ростом лётно-технических характеристик летательных аппаратов и сопутствующих этому росту технических проблем.

Долгое время система управления самолётов была чисто механической. Все усилия от штурвала и педалей напрямую передавались к рулям посредством тросовой проводки, проложенной на шкивах внутри конструкции планера, при этом рулевые машины автопилота (там, где он вообще был установлен) включались параллельно в проводку управления. В дальнейшем тросовая проводка была заменена трубчатыми тягами, как выдерживающая большие усилия и менее подверженная деформациям. С ростом высот и скоростей появились гидроусилители, помогающие пилоту, так как человеческих сил для привода механизмов самолёта стало уже просто не хватать. В дальнейшем рост лётно-технических характеристик самолётов потребовал установки необратимых гидроусилителей, которые уже полностью брали на себя нагрузки от рулей, а для имитации привычных лётчику усилий потребовалось устанавливать на самолёты сложную систему имитации — пружинные загружатели и механизмы эффекта триммирования, причём управление силовыми бустерами уже осуществлялось по дифференциальной системе — трубчатые тяги от штурвала/педалей передавали перемещения не напрямую, а через двухплечевые (дифференциальные) качалки. Одно плечо такой качалки было подключено на управление от лётчика, а второе плечо — от рулевой машины (агрегата) автопилота, и результирующее перемещение приходило на силовой бустер и, соответственно, управляющую поверхность самолёта.